Зарождение и основные этапы развития экономической теории

Экономическая теория претерпела длительный исторический путь становления и развития. На протяжении тысячелетий человечество накапливало знания об экономике, о законах развития общественного производства. Древнейшие письменные источники содержат мысли и наставления по ведению хозяйства, целесообразности использования того или иного вида труда, а древние греки даже систематизировали их и составили под советов по управлению домашним рабовладельческим хозяйством. Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества были сделаны в сочинениях Ксенофонта (430-335 г.г. до н.э.), Платона (428-348 г.г. до н.э.) и в меньшей степени в учении Аристотеля (384-322 г.г. до н.э.).

Ксенофонт — представитель богатой афинской аристократии — в своем трактате «Домострой» восхвалял достоинства земледелия и осуждал занятие ремеслами и торговлей. В историю экономических учений он вошел как ученый, который впервые дал анализ разделению труда, а говоря о ценности товара, рассматривал ценность как в смысле потребительской стоимости, так и в смысле меновой стоимости. Ввел понятие «экономика» как искусство ведения домашнего хозяйства.

Натурально-хозяйственная концепция была характерна и для экономических взглядов Платона. В своем проекте о государственном устройстве он отвел государству функцию разрешения противоречия между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей. По мнению Платона, частную собственность могли иметь лишь лица, не способные к политической деятельности, т.е. представители третьего сословия: земледельцы, ремесленники и торговцы. Философы, управляющие обществом, и стражи не должны иметь никакой собственности. Затрагивая вопросы товарного производства, Платон подошел к пониманию того, что в процессе обмена имеет место приведение к «соразмерности и единообразию» несоразмерных и разнообразных товаров.

Аристотель большой вклад в развитие экономической науки внес своим анализом форм стоимости, двойственности товара и развития форм торговли. Интересны его рассуждения о путях приобретения богатства и удовлетворения потребностей.

В эпоху средневековья этот свод дополнился рекомендациями, как принудить крепостных крестьян увеличивать доходы феодалов и церкви. Выдвигались обоснования законности владения феодальной землей, вечности деления общества на сословия.

Политическая экономия как самостоятельная наука возникла значительно позже — в период зарождения капиталистического строя, формирования национального рынка. Она выражала интересы буржуазии как восходящего в ту пору класса. Тогда же и появился и сам термин «политическая экономия» (от греческих слов politikos — государственный, общественный и oikonomia — управление домашним хозяйством (oikos — дом, домашнее хозяйство и nomos — закон). С момента зарождения экономическая теория стояла на страже интересов господствующего класса, обосновывала экономическую политику, выражающую его интересы. Поскольку капиталистические отношения начали складываться прежде всего в сфере торговли, то первое, раннее течение экономической мысли в XV — XVII в.в. — меркантилизм (от итальянского «мерканте» — торговец, купец)- заключалось в познании закономерностей торговли. Меркантилисты считали, что доход создается в сфере обращения, а богатство нации заключается в деньгах. Деньгами же выступали но золото и серебро. Исходя из этого, меркантилисты ставили цель накопления денег в стране любыми средствами. Неслучайно вся эпоха великих географических открытий сопровождалась поиском золотых и серебряных месторождений, скупкой изделий из этих металле и доставкой их на родину. Большое значение меркантилисты придавали внешнеторговому балансу. В этой связи поощрялось развитие ремесленного производства и мануфактур.

На смену меркантилистам пришли физиократы во главе с Франсуа Кенэ ((1694-1774), французский экономист. Основоположник школы физиократов. Разрабатывал проблемы общественного воспроизводства. Главный труд — «Экономическая таблица» (1758)). Заслугой физиократов было перенесение вопроса о происхождении богатства из сферы обращения в сферу материального производства. Они были сторонниками неограниченного господства частной собственности, свободной конкуренции и свободы внешней торговли. Физиократы первыми предприняли попытку анализа воспроизводственного процесса, активно отстаивали интересы предпринимателей, которые в тот период были носителями прогрессивных экономических и общественных отношений. Они поставили проблему трудовой стоимости и производительного труда. Вместе с тем их научные позиции были ограничены. Единственным источником богатства они считали природу, поэтому доход сводился к дарам природы. Только в сельском хозяйстве, по их мнению, создавался чистый продукт, поэтому труд сельскохозяйственных работников они считали производительным. Промышленность же определялась как «бесплодная» сфера, не создающая «чистого продукта». Всех занятых в промышленности физиократы считали бесплодным классом.

Учение физиократов было развито представителями классичес­кой буржуазной экономической науки в лице таких ее выдающихся, представителей, как Адама Смит, Дэвид Риккардо и Джон Милль. Их заслуга — в перенесении источника богатства из сферы сельского хозяйства во всё материальное производство. Предвестником классической буржуазной политической экономии является меркантилист Уильям Петти (1623-1687 гг.). Он был моряком, врачом, и в своем исследовании развивал идею активного торгового баланса. «Богатство каждой страны, — утверждал У. Петти, — заключается главным образом в той доле, которую она имеет во внешней торговле,… а производство таких товаров и ведение такой торговли, которое способствует накоплению в стране золота, серебра, драгоценных камней и т.п. являются более выгодными, чем другие виды производства и торговли». («Экономические и статистические работы». М., 1940, с. 156, 165). Он первым перешел к анализу закономерностей развития производства. Известную формулу Петти «труд — отец и активнейший принцип богатства, земля — его мать» можно считать одним из вариантов его учения об источнике стоимости.

Выдающийся английский экономист Адам Смит (1723-1790) вошел в историю как «Пророк свободной конкуренции». Величайшей его заслугой можно считать то, что в мире экономики он разглядел открытый Ньютоном в физическом подлунном мире естественный саморегулирующийся порядок. Основная идея в учении А. Смита — идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Главное произведение его жизни «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) оказало громадное влияние на последующий век. Экономическая жизнь, по Смиту, подчинена объективным закономерностям, которые не зависят от воли и сознательных устремлений людей. Исходный пункт всего его исследования образует проблема разделения труда, которое связывает в единое общество «эгоистов-индивидов».

После исследования этой проблемы он переходит к изложению происхождения и употребления денег. Значительный вклад Смит внес в теорию стоимости, в учение о доходах, о производительном и непроизводительном труде, о капитале и воспроизводстве, об экономической политике государства.

Самым крупным экономистом эпохи промышленного переворота в Англии был Дэвид Рикардо (1772-1823). Он сформулировал серию экономических законов, которые вошли в сокровищницу политической экономии. Центральное место в учении Д. Рикардо занимают теории стоимости и денег, заработной платы и прибыли, земельной ренты, учение о капитале и воспроизводстве (английский экономист, один из крупнейших представителей классической политэкономии. Сторонник трудовой теории стоимости; стоимость товаров, единственным источником которой является труд рабочего, лежит в основе доходов различных классов общества. Сформулировал закон обратно пропорциональной зависимости между заработной платой рабочего и прибылью капиталистов).

МИЛЛЬ Джон Стюарт (20 мая 1806, Лондон — 8 мая 1873, Авиньон), английский экономист, философ и социолог, последний представитель классической школы политэкономии. В 1836-1848 Милль написал и опубликовал два наиболее фундаментальных произведения — «Система логики», в которой обобщил свои философские взгляды, и «Основы политической экономии» (в 5 книгах). В «Основах» Милль выступает как последователь и пропагандист учения Рикардо и одновременно как идеолог реформизма, особенно социал-реформизма. Социальная обстановка 1840-х гг. была напряженной, «рабочий вопрос» повсюду выдвигался на передний план. Уже близилась дата появления «Коммунистического манифеста», призывавшего разрушить капитализм. Милль, напротив, в своей работе обосновывал либеральные реформы, призванные модернизировать капитализм, улучшить положение рабочего класса. Он возлагал большие надежды на просвещение рабочего населения при участии государства, на профсоюзы, на предоставление им широких политических и социальных прав, включая право на забастовки. Процессы социальной трансформации капитализма он связывал также с распылением собственности среди большого количества собственников благодаря развитию акционерных компаний, с ростом кооперативного движения («рабочих ассоциаций»), а также с реформированием экономических и социальных функций государства в тех сферах деятельности, которые отвечают интересам общества в целом.

Подводя итоги классической школе, необходимо отметить, что основным объектом исследования здесь выступает производство как таковое, независимо от его отраслевых особенностей, а также распределение благ. Ее выдающиеся представители выдвинули и обосновали систему понятий и категорий, представляющих собой научное отражение многих экономических процессов.

Вместе с тем следует указать и на ограниченность классической буржуазной экономической науки. В частности, это касается попыток рассмотрения экономических категорий как вечных и естественных истин. Ее представители не раскрыли до конца содержания теории трудовой стоимости, не смогли объяснить процесс присвоения, неверно трактовали издержки производства. Вскрыв противоречия тогдашней экономики, они не смогли увидеть пути решения. Именно поэтому их последователи стремились повернуть колесо истории вспять, проповедуя возврат к мелкому производству. Эти элементы теории гипертрофировались в вульгарную экономическую теорию, которая занималась простым описанием внешней видимости экономических процессов, их приукрашиванием. Вульгарная экономическая наука в значительной мере развивалась в противовес утопическому социализму.

Утопический социализм — это учение о коренных преобразованиях и справедливом устройстве общества на социалистических началах. Термин «утопический социализм» связан с названием сочинения английского мыслителя Т. Мора «Утопия» (1516г.). В идеях утопического социализма содержались первые элементы критики капиталистического общества, высказывались мысли о создании гуманного общества, основанного на общественной собственности и всеобщей организации хозяйства, равном праве на свободу и пользование жизненными благами. Главными представителями утопического социализма были К.А. Сен-Симон и Ш. Фурье во Франции и Р. Оуэн в Англии. Представители утопического социализма критиковали капитализм обосновывали и даже пытались воплотить в жизнь новые формы справедливой общественной организации людей, но не смогли решить проблему социального равенства, поскольку не вскрыли закономерности развития тогдашнего общества. Идеи социалистов-утопистов были восприняты и развиты марксизмом.

Становление марксизма. Среди важнейших предпосылок возникновения марксизма следует прежде всего назвать крушение средневековья и бурное развитие промышленности. Этот процесс воспринимался как закономерный, ибо ясно обнаруживалось экономическое превосходство новых принципов хозяйствования. С развитием фабричного производства менялась экономическая и социальная структура общества, быстро разорялось мелкотоварное производство. Таким образом, само развитие экономики становилось предпосылкой возникновения марксизма.

Формированию марксизма способствовало и то, что к моменту его зарождения выявилось огромное значение политических факторов и социальном перевороте. В этом плане особое место занимает французская буржуазная революция 1789 — 1794 гг., оказавшаяся самой радикальной среди других антифеодальных революций, народу ной по методам борьбы. Она показала, какой творческой силой истории является народ, что анархистскими методами нельзя сокрушить феодализм, что только организованные массы могут совершать ра­дикальные перевороты. Натиск этих масс марксизм направил против буржуазии.

Марксизм опирался также на предпосылки идеологического характера. Он стал преемником всего того, что создало человечество в лице немецкой философии, английской политической экономии; французского утопического социализма. Главное из этих приобретений — диалектика и материалистическое восприятие мира. Углубляя и развивая философский материализм, К. Маркс распространил его понимание природы на познание человеческого общества. Хаос и произвол, царившие во взглядах на историю и политику, сменились цельной и стройной научной теорией, показывающей, как из одного уклада общественной жизни развивается другой, более прогрессивный.

Признание того, что «экономический строй является основой, на которой возвышается политическая надстройка», предопределило направление основного внимания К. Маркса на изучение экономического строя. Он продолжил разработку трудовой теории стоимости, показал, что стоимость всякого товара определяется количеством общественно необходимого рабочего времени, идущего на его производство. Трудовая теория стоимости в интерпретации К. Маркса и се­годня признается мировой экономической мыслью.

«Экономикс» и его современные направления. С появлением марксизма и его обстоятельной критикой капитализма буржуазная экономическая наука преобразовалась, появилось множество ее течений и направлений, однако следует выделить появление двух тенденций — первая была связана с откровенной апологетикой капита­лизма, вторая — с поиском способов и средств стабилизации капитализма, устранения его пороков, сглаживания противоречий, с попытками регулирования механизма хозяйствования. Именно развитие второй тенденции привело к появлению «Экономикса». Этот термин вошел в оборот после издания в 1890 г. книги А. Маршалла «Принципы экономике». В начале XX в. сначала в англо-американской, а затем и в литературе других стран он вытеснил термин «политическая экономия». «Экономикс» является теоретической основой регулирования экономики, занимается изучением способов повышения активности капитала, поиском решения хозяйственных задач, путей преодоления экономических противоречий.

Выделяются следующие основные направления этой науки: неоклассическое, неокейнсианское, неоклассического синтеза и институционально-социологическое.

Неоклассическое (Альфред Маршалл (1842-1924) Артур Пигу (1877-1959) и др.) направление возникло в последней трети XIX в. Его представители предприняли попытки определить закономерности и оптимального режима хозяйствования экономических единиц в условиях свободной конкуренции, в условиях системы рыночного предпринимательства. Сторонники неоклассического направления для расчета эффективности дополнительных вложений средств в производство начали применять математические методы экономического анализа. Это направление было связано с микроэкономическими методами анализа экономики. Согласно выработанному неоклассиками подходу, цена товара определяется двумя факторами: предельной полезностью (со стороны покупателя) и издержками производства (со стороны продавца).

Однако великая депрессия 1929-33 годов показала невозможность путем свободной конкуренции разрешать социально-экономические проблемы и противоречия современного мира. Потребовалось серьезное вмешательство государства в ход экономической жизни.

На волне кризиса 30-х годов возникла теория эффективного спроса, которая предложила свои рецепты регулирования экономики и нашла применение на практике, стала составной частью экономической политики многих государств. Автором этой теории был английский экономист Джон Кейнс (1883-1946). Его идея состояла в том, чтобы применить методы активизации и стимулирования совокупного спроса (общей покупательной способности) и тем самым воздействовать на расширение производства и предложение товаров. Государство может воздействовать на инвестиции посредством регулирования уровня процента, либо осуществляя инвестиции в общественные работы. Инвестиции по Кейнсу играют решающую роль в расширении платежеспособного спроса, а спрос создает предложение. Он не верил в саморегулирующий рыночный механизм и считал, что для обеспечения экономического равновесия необходимо вмешательство извне. Так возникло новое экономическое направление – кейнсианство. А Дж. Кейнс был провозглашен «спасителем капитализма», способным посредством мер государственного регулирования избавить существующую систему хозяйствования от существующих противоречий.

Неокейнсианство в большей степени, чем неоклассическое направление, связано с макроэкономическими процессами, с методами государственного регулирования. Данное направление сложилось в первой половине 50-х гг. XX в. и явилось средством воплощения в экономику идей кейнсианства. Его представители занимались анализом количественных функциональных зависимостей воспроизводства, инвестиций и национального дохода, изучением совокупного количества денег, необходимых для нормального обращении товаров, определением уровня цен, индексов заработной платы, прибыли и процента.

Теория неоклассического синтеза сформировалась в конце XIX -начале XX в. и представляла собой попытку соединить основные положения неоклассической теории и кейнсианской концепции макроэкономического равновесия и роста национального дохода. Как уже отмечалось, неоклассическая концепция общего экономического равновесия представляла собой модель экономики, действовавшей в условиях идеальной свободной конкуренции, абсолютной эластичности цен, соответствия спроса и предложения, ориентации на минимальные издержки производства, ограниченного государственного вмешательства в экономику и отсутствия резких динамичных сдвигом, связанных с научно-техническим прогрессом. Ее теоретическим фундаментом являлись теории предельной полезности, предельной производительности и факторов производства. На их основе представители неоклассического направления доказывали возможность общего экономического равновесия экономики при условии установле­ния цен на уровне, который, с одной стороны, выражает полезность товаров, фиксируемую в предпочтении потребителей, а с другой — отражает минимальные издержки производства. Что же касается минимизации затрат, то она, по их мнению, обеспечивается благодаря свободно меняющемуся соотношению цен на факторы производства (рабочую силу и капитал). Для неоклассического направления, таким образом, было характерно восхваление механизма свободной конкуренции и рыночной стихии. Однако в условиях монополистической конкуренции принцип свободного рыночного предпринимательства был нарушен, возникла потребность в макроэкономическом регулировании экономики. В этих условиях и сформировалось такое направление в экономической науке, как неоклассический синтез. Неоклассический синтез явился попыткой экономистов определить стратегию в регулировании экономики, увязать рыночный механизм с системой монополизированной экономики.

Институционально-социологическое направление возникло и оформилось в конце XIX — первой половине XX в. Смысл этой концепции заключается в том, что хозяйство развивается под действием, с одной стороны, экономических (монополии, государство, доходы), а с другой — социальных, неэкономических (техника, обычаи, нормы поведения, инстинкты) движущих сил.

Название «институционализм» происходит от латинского institution — образ действия, обычай; наставление, указание. «Институция­ми» представители этого направления называют социальные явле­ния, происходящие в современном цивилизованном мире. Появилась эта теория в эпоху господства монополий и возрастания экономической роли государства, когда обнаружилась несостоятельность кон­цепции совершенной конкуренции и рыночного равновесия. Для ре­гулирования экономики институционализм считает приемлемыми как чисто экономические, так и социальные явления, использование общественных организационных структур (профсоюзы, партии и т.д.), учет различного рода психологических, правовых, этических норм поведения людей. Это явилось принципиально новым приемом в экономической науке, так как возникла возможность решить вопрос о том, как различного рода социальные, правовые, этические процессы влияют на экономические отношения.

Очень популярны в Западной Европе сегодня концепции «монетаризма» (основоположник Милтон Фридмен), который изучает экономические закономерности развития денежного рынка и денежной системы страны.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *