Вопрос. Психологические взгляды М.Я.Басова

М.Басов (1892- 1931), ученик и последователь Лазурского, определял предмет психологии в терминах поведения, а методом предлагал наблюдение (в широком понимании – включая элементы эксперимента и самонаблюдения). Он боролся против идеализма Челпанова и механицизма Бехтерева, против биологизаторства психики человека. Причиной кризиса в психологии считал субъективизм и идеализм в трактовке психики, выходом из него считал объективное познание. Единицей поведения человека считал акт как синтез стимула и реакции. Поведение является системой актов и развивается из изолированных действий, не имеющих внутренней целостности и связанности, ко все большей внутренней целостности. Ступени в развитии структуры поведения описывал в терминах старой психологии: низшие структуры поведения – ассоциативно-детерминируемые процессы, высшие – апперцептивно-детерминируемые. Фактически он сделал попытку ввести в психологию понятие деятельности, что затем получило развитие в советской психологии. Стимул он считал шире стимуляции и включал в него прошлый опыт. Он считал, что в поведении человек отражает всю среду и многовековую структуру. Главным предметом исследования была детская психология, проблема развития. Басов подверг специальному анализу вопрос о специфике человека: качество сознательности рассматривается им как важнейшая особенность человеческой активности. Сознание делает подотчетным все формы внутренней активности. Критерием осознанности является возможность выражения соответствующего содержания в языке.

Задача современной психологии — встать на путь объективно-причинного познания. Предмет психологического исследования нужно усмаривать в его всеобщности, а не только в к-т. его части. Организм как таковой и организм как деятель в окружающей среде — две общие точки зрения, руководствуюясь которыми мы не только разграничиваем разнородные области явлений, но и объединяем в пределах каждого из них явления общего порядка. Человек есть активный деятель в среде. Научная психология должна опереться на экстроспекцию (объективное наблюдение). Это не противопоставление, т.к. экспериментальное наблюдение есть основав объективного. Этот метод может быть применен ко всем формам развития психических функций.

Основные структурные формы. С первого дня существования человека начинается непрерывный процесс образования разнообразных связей между явлениями , отдельными элементами опыта. Наиболее простой случай взаимоотношения организма со средой с псхологической точки зрения — процесс поведения образуется из отдельных и разрозненных актов, ничем не связанных по содержанию и лишь соприкасающихся друг с другом во времени, чем и обуславливается видимая непрерывность процесса (S-R). Это есть простая временная цепь актов. Она наиболее выражена в поведении ребенка. Второй — ассоциативно-детерменированный процесс (аналогия — цепь). К каждому новому действию не потому, что этого требует стимул, а потому, что предыдущий акт сам влечет за собой новую реакцию, направляя активность ребенка на новые явления среды, ассоциативно связанные с теми, с которыми он имел дело в предыдущем акте. Третья — апперцептивно-детерминированный (аналогия — форма спирали) — имеет след хар-ку: устремленность процесса на определенную цель и планомерность течения его в соответствии с поставленной целью. Здесь каждый последующий акт согласуется не только со своим предыдущим, но и с основным стимулом всегг процесса, его целью и задачами.

Условия развития процесса существенно меняются в заивисимости от того, должен ли данный процесс впервые возникнуть, который индивидум сам должен найти в процессе решения задачи или идет по привычному пути. Среда дает ребенку множество готовых форм и различных сложных структур. Все эти среды откладываются в его опыте в виде определенных схем (схем предметов и действий), которые затем он и отображает в своей деятельности.

Другое дело когда мы сталкиваемся с проблемой которую мы должны решить самостоятельно. В сущности, решение всякой новой задачи сводиться к не более как к созданию новой комбинации имеющихся в опыте элементов в соотвествии с поставленными условиями

ратовал за построение психологии на основах диалектического материализма. Против идеализма, против механистического материализма Бехтерева. Басов считал источником кризиса в психологии субъективизм и идеализм в трактовке психики. Нас спасет только объективное познание. Теория должна быть связана с практикой. Предмет психологии – поведение. Основной метод – наблюдение. Задачи исследования – выявить специфические закономерности психического развития.

Единица структуры поведения – акт. Акт – это синтез стимула и реакции. Поведение состоит из системы актов и развивается из изолированных действий (от не имеющей в себе внутренней связанности активности к внутренне целостной)

Ступени в развитии структуры поведения:

· Низшие структуры: ассоциативно-детерминируемые процессы;

· Высшие: апперцептиво-детерминируемые процессы

Роль среды в развитии человека и его поведения: «человек в каждом своем проявлении отражает всю среду», т.е. стимул (вся среда) всегда шире, чем непосредственная стимуляция (непосредственное воздействие). Стимул не сводится к физическим явлениям и содержит прошлый опыт.

Сознательность – важнейшая особенность человеческой активности, без которой она не имеет смысла. Без сознания невозможна цель. Сознание контролирует все. Критерий осознанности – возможность выражения соответствующего содержания в языке.

Деятельность опосредуется «наукой» (исторически накопленное знание о деятельности).

«+»:

ü наблюдение производится в естественных условиях;

ü итог наблюдения – характеристика ребенка, нацеленная на понимание личности ребенка;

ü ввел понятие деятельности в связи с задачей перестройки предмета психологии

45 культурно-историческая теория Выготского

Концепцию Выготского принято называть культурно-исторической. Исторической данная концепция называлась потому, что, согласно Выготскому, невозможно понять «ставшие», имеющиеся сейчас в наличии психические процессы и сознание, а следует рассмотреть историю их развития и становления, но при этом именно развитие, т.е. качественные изменения, появление новообразований, а не простую эволюцию и развертывание того, что заранее дано.

Изучать развитие для Выготского означало не просто наблюдать имеющиеся уже различия между разными возрастными группами, например, но искусственно организовать, моделировать это развитие пусть даже в условиях лабораторного эксперимента. Тем самым сам метод исследования Выготского означал одновременно формирование психических функций.

В центре внимания Выготского находились, прежде всего, онтогенетические исследования становления и развития высших, специфически человеческих психических функций у ребенка.

Термин «культурная» означал, что сознание ребенка, специфические особенности его высших психических функций (произвольная память, произвольное внимание) формируются у ребенка в общении со взрослыми, в котором происходит усвоение ребенком систем культурных знаков. Эти знаки опосредствуют его «низшие» (непроизвольные) психические функции и тем самым ведут к созданию совершенно новых образований в сознании ребенка.

Использование для запоминания вспомогательных средств, стимулов, вводимых искусственно – принципиально новая, специфически человеческая черта поведения.

В конце 20-х годов учеником Выготского, Алексеем Николаевичем Леонтьевым было проведено исследование, которое представляло собой конкретную разработку той программы, которая была намечена Выготским в работе «Проблема культурного развития ребенка».

В эксперименте принимало участи около 1200 испытуемых трех разных возрастных групп: дошкольники, дети школьного возраста и взрослые. Это был эксперимент с использованием методики «двойной стимуляции». Первый ряд стимулов – обычные слова, которые надо запомнить, второй ряд – «стимулы-средства», которые служат психологическим инструментом, или средством, которое облегчит испытуемому решение задачи на запоминание. Использование этих средств делает процесс запоминания опосредованным и тем самым произвольным.

Выготский считал, что так – путем опосредования знаками строятся все высшие психические процессы, и тем самым они из непосредственных, натуральных, непроизвольных по своему характеру становятся опосредованными, социальными.

Эта закономерность получила название «параллелограмм развития». У дошкольников эффективность запоминания с карточками незначительно отличается от эффективности без карточек, т.к. дошкольник еще не способен уловить смысл самой операции опосредования и поэтому эффективно применить ее. У школьников этот разрыв гораздо больше. У взрослых разрыв опять уменьшается.

Принцип параллелограмма развития представляет собой выражение общего закона: развитие высших человеческих форм памяти идет через развитие запоминания с помощью внешних стимулов-знаков.

В статье 1928 г. на примере запоминания Выготский описал четыре стадии развития отдельной психической функции:

1) стадия примитивного поведения: запоминание происходит естественным способом;

2) стадия наивной психологии: дается средство, которое используется несовершенно;

3) стадия внешне опосредствованных актов: ребенок правильно пользуется внешним средством для выполнения той или иной операции;

4) внешняя деятельность при помощи знака переходит во внутреннюю, внешний знак вращивается и становится внутренним, акт становится внутренне опосредствованным.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *