VIII. Натуральный минор во фригийском обороте

VII. Менее употребительные аккорды доминантовой группы. Доминанта с секстой (D53(6)).

VI. Менее употребительные аккорды доминантовой группы (III53).

V. Менее употребительные аккорды доминантовой группы (VII6).

В мажоре и гармоническом миноре VII53 является уменьшённым, поэтому данный аккорд применяется почти исключительно в виде секстаккорда в отдельных гармонических оборотах(VII53 применимо только в натуральном миноре):

1) В проходящем обороте от T53 к T6(и обратно) вместо D43.

Пример № 1 (С-dur: T6 «e-g-c-c» — VII6 «d-f-h-d» — T53 «c-g-c-e»).

2) При гармонизации VII ступени в восходящем верхнем тетрахорде (S – VII6 – T). Впрочем, в данном обороте VII6 могут заменить D43 или D2.

Пример № 2 (С-dur: S53 «f-c-f-a» — VII6 «d-d-f-h» — T53 «c-e-g-c»).

3) При гармонизации VII ступени в нисходящем верхнем тетрахорде (T – VII6 – II7 – D43).

Пример № 3 (С-dur: T53 «c-e-g-c» — VII6 «d-d-f-h» — II7 «d-c-f-a» — T6 «e-c-g-g»).

В данном аккорде чаще удваивается бас (терция), реже квинта.

III53 – это наименее диссонантный аккорд доминантовой функциональной группы («слабая доминанта»), т.к. имеет два общих звука с тоникой. Однако такое медиантовое (промежуточное) положение данного аккорда позволяет применять его в особых гармонических оборотах:

1) При гармонизации VII ступени в нисходящем верхнем тетрахорде (T – III – S – D).

Пример № 1 (С-dur: T53 «c-e-g-c» — III53 «e-e-g-h» — S53 «f-c-f-a» — D53 «g-h-d-g»).

2) В соединении с VI53, находящемся с ним в кварто-квинтовом соотношении и создающем эффект параллельно-переменного лада. Как и в соединениях главных трезвучий кварто-квинтового соотношения здесь возможны скачки терцовых тонов в сопрано (теноре) на тех же условиях.

Пример № 2 (С-dur: T53 «c-e-g-c» — III53 «e-e-g-h» — VI53 «a-e-a-c» — D53 «d-fis-a-d»).

3) В соединении с T53 (особенно с сохранением общих звуков).

Пример № 3 (С-dur: T53 «c-g-c-e» — III53 «e-g-h-e» — T53 «c-g-c-e»).

В музыкальной литературе нередко встречаются доминантовые аккорды, в которых вместо квинтового тона как задержание звучит секстовый тон, т.н. доминанта с секстой. С секстой вместо квинты могут быть: D53, D7 (иногда D65, D2) и даже D9. При этом секста аккорда может перейти в квинту и наоборот. Наиболее желательно применение секстового тона в верхнем голосе. Данные аккорды в основном встречаются в каденции.

Пример № 1 (С-dur: D53(6) «g-g-h-e», D7(6) «g-f-h-e», D2(6) «f-g-h-e», D9(6) «g-f-a-h-e», D7(6-5) «g-f-h-e» — «g-f-h-d»).

Приготавливаются доминантовые аккорды с секстой также, как и любой аккорд доминантовой функции. Разрешаются в T53 (VI53) двумя способами:

1) c предварительным переходом сексты в квинту;

Пример № 2 (С-dur: D7(6) «g-f-h-e» — D7 «g-f-h-d» — T53 «c-e-c-c», D7(6) «g-f-h-e» — D7 «g-f-h-d» — VI53 «a-e-c-c»).

2) без предварительного перехода сексты в квинту (секстовый тон остаётся на месте или переходит в приму T53).

Пример № 3 (С-dur: D7(6) «g-f-h-e» — D7 «g-f-h-d» — T53 «c-e-c-c»).

При нисходящем поступенном движении от тоники, в гармоническом миноре между VI и ♯VII ступенями образуется запрещённый ход на ув2, избежать который позволяет применение натуральной VII ступени. Верхний тетрахорд натурального минора называется фригийским, т.к. имеет одинаковое строение с нижним тетрахордом фригийского лада (полутон – тон – тон). Гармонизованный фригийский тетрахорд называется фригийским оборотом. VII ступень лада, как известно, является признаком доминантовой функции, однако в общеупотребительных аккордах (D53, D7, VII7) применяется ♯VII ступень. Поэтому для гармонизации VII натуральной ступени во фригийском обороте используются менее употребительные аккорды доминантовой функциональной группы: III53, VII53, d53, а также t7 в качестве проходящего аккорда.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *