Типология стран

1. Главные критерии типологии стран.

2. Группировка стран.

3. Характеристика отдельных групп стран (по выбору учащихся и учителя).

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

— Чем вызвано деление стран на типы и группы?

Причины:

А) разнообразие стран в современном мире по времени образования, по площади, по численности и структуре населения, различию в географическом положении, в наличии природных богатств и другие,

Б) выделение черт сходств и различий,

В) для каждой страны характерны разные разработки рекомендаций по проблемам развития экономики и оказания необходимой помощи.

— Какие критерии положены вами в основу типологии стран?

Критерии:

А) группировка стран в зависимости от географического положения (по степени удаленности от океана, в зависимости расположения на материке, в зависимости от расположения по отношению к экватору, по отношению к соседним странам и уровню их экономического развития и т.д.).

Например, страны мира, не имеющие выхода к открытому морю.

Ближнее Зарубежье Зарубежная Европа Африка Зарубежная Азия Латинская Америка
Армения
Казахстан
Кыргызстан
Туркменистан
Узбекистан
Молдова
Андорра
Австрия
Венгрия
Лихтенштейн
Люксембург
Македония
Чехия
Словакия
Швейцария
Боствана Буркина-Фасо
Бурунди Замбия
Зимбабве Лесото
Малави Мали
Нигер Руанда
Свазиленд Уганда
ЦАР Чад
Эфиопия
Афганистан
Бутан
Лаос
Монголия
Непал
Боливия
Парагвай

Б) группировка стран в зависимости от уровня социально-экономического развития (экономический потенциал, структура экономики, степень вовлеченности страны в международное географическое разделение труда, степень удовлетворения потребностей граждан в материальных и социальных благах, в обобщенном варианте этим показателем является ВВП или ВНП).

ВВП (валовой внутренний продукт) – стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год, независимо от того, кому принадлежат находящиеся на ее территории предприятия.

ВНП (валовой национальный продукт) – это ВВП за вычетом прибылей иностранных компаний в данной стране, но с добавлением прибылей, полученных предпринимателями данной страны за границей.

ООН классифицирует страны по величине ВВП на душу населения следующим образом:

— богатые страны – более 20 000 долларов в год (Швейцария, Швеция, Бельгия, Дания, Исландия),

— состоятельные страны – 15 000-20 000 долларов в год (США, Норвегия, Япония, Канада, Финляндия, Великобритания),

— страны среднего достатка – 10 000-15 000 долларов в год (Франция, Австрия, Нидерланды),

— страны удовлетворительного достатка – 5 000-10 000 долларов в год (Россия, Испания, Ирландия),

— бедные страны – 3 000-5 000 долларов в год (Греция, Польша, Румыния, Португалия),

— очень бедные страны – 1 500-3 000 долларов в год (значительная доля стран в Африке и Азии),

— беднейшие страны – до 1 500 долларов в год (Буркина-Фасо, Мали, Сомали, Чад, Эфиопия, Бангладеш).

Кроме того, развитые страны подразделяются:

— страны – лидеры (высокоразвитые: США, Канада, страны Западной Европы, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР),

— Западно -Европейские страны (Австрия, Дания, Нидерланды, Швейцария и другие),

— НИС — новые индустриальные страны (Сингапур, Республика Корея, Аргентина, Бразилия и другие),

— Республики бывшего СССР и большинство стран Восточной Европы.

Развивающиеся страны подразделяются:

— на страны, совсем недавно освободившиеся от колониального гнета на территории Азии, Африки, Латинской Америки и Океании,

— государства переходного типа, в которых общественно-экономические отношения находятся на стадии интенсивной трансформации.

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ:

— С какими трудностями вы сталкивались при классификации стран?

— Что удалось? С чем на сегодняшний день не справились?

ОЦЕНКА РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ УЧИТЕЛЕМ.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Подготовка к конференции (вопросы урока № 2).

Политическая география и геополитика.

ЦЕЛИ:

А) систематизировать и углубить знания учащихся по теме «Политическая карта мира» и довести до их сведения наиболее важные моменты, имеющие отношение к данному разделу,

Б) помочь учащимся в оценке политико-географического положения отдельных государств.

ЭПИГРАФ:

«До неузнаваемости изменилась политическая карта мира, причем именно там, где она оставалась наиболее стабильной десятилетия и после первой и после второй мировых войн: в бывшем СССР – и в европейской и в азиатской ее частях, а также в Восточной Европе».

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1. Объекты изучения политической географии.

2. Понятие о геополитике.

3. Международные организации (выступления учащихся).

ХОД ЛЕКЦИИ:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *