Технология компаундирования бензина

Марки топлив используемых на судах.

На судах морского флота используют три основных группы топлив: маловязкие (дизельные дистиллятные), средне вязкие (компаундированные вязкостью до 5 ВУ или 36сст при 50С) и высоко вязкие(компаундированные вязкостью выше 36сст при 50С).

Из маловязких отечественных топлив наибольшее применение на судах получило дистиллятное топливо «Л», в котором не допускается содержание механических примесей, воды, сероводорода, водо-растворимых кислот и щелочей. Предельное значение серы для этого топлива 0,5%. Однако, для дизельных топлив, вырабатываемых из высокосернистой нефти по техническим условиям, допускается содержание серы до 1%. В зарубежных стандартах в аналогичных топливах допустимое содержание серы составляет 1% и выше. Однако, при использовании современных масел содержание серы в топливе 1% и выше не оказывает заметного влияния на работу двигателя.

В последнее время в Украине и др. странах созданы небольшие заводы по производству смесевого (компаундированного) бензина. Технология следующая. В низкооктановый бензин добавляют антидетонационные присадки, всё это тщательно смешивают и в качестве готовой продукции получают высокооктановый бензин

А-95, А-96, А-98. ООО «завод Укрбудмаш» испытал новый гидродинамический кавитационный трёхступенчатый смеситель, позволяющий получать качественный готовый продукт – устойчивую дисперсию (смесевой бензин, смесевое дизельное топливо) сохраняющую качественные показатели моторнорого топлива как минимум 180 суток по гарантии изготовителя.

Нефтеперерабатывающая промышленность начала выпускать новое судовое маловязкое топливо, предназначенное для частичной замены дизельного топлива. Это компаундированное топливо, состоящее из первичных и вторичных дистиллятов в соотношении 1: 1. Его вязкость не более 11сст при 20°С, содержание серы не более 1,5%, механических примесей до 0,2%, зольность – до 0,01%, температура застывания не выше 10°С.

За счет кавитации и других сопутствующих эффектов происходит глубочайшее диспергирование на молекулярном уровне всех составных компонентов компаундированного бензина.

Готовый продукт — это устойчивая дисперсия (смесевой бензин, смесевое дизельное топливо, смесевое зимнее топливо) продукты сохраняют качественные показатели моторного топлива на протяжении длительного времени (180 суток).

К средне вязким топливам, используемым в судовых дизелях, относятся газотурбинное: марок ТГ и ТГВК, моторное марки ДТ, флотский мазут марки Ф-5.

В группу высоковязких топлив включены следующие марки топлив, вырабатываемые отечественной промышленностью: моторное топливо марки ДМ, флотские мазуты М-0,9, М-1,5 и М-2,0, М-3.0, Ф-12, а также топочные мазуты 40 и 40В.

За рубежом применяется различная классификация топлив. До последнего времени основным критерием при заказе топлива была его вязкость, по значению которой ориентировочно судили и о других важных характеристиках топлива: плотности, коксуемости и др.

Однако с появлением на мировом рынке новых поставщиков топлива, использующих более глубокую переработку нефти, один показатель вязкости стал недостаточным для определения качества топлива.

В ближайшей перспективе ожидается резкое снижение качества топлива, что вызовет трудности в эксплуатации судовых дизелей. Это усугубляется тем, что до настоящего времени у дизелестроительных заводов и производителей нефтепродуктов нет единства взглядов на то, каким должно быть топливо для судовых дизелей.

Большинство зарубежных поставщиков топлива имеет свою классификацию и нормы на нефтепродукты. Широкое распространение за рубежом получили стандарты, разработанные ISO (International Organization for Standardization), BSI (British Standard Institute), CIMAC (International Council in Combustion Engines).

Основные показатели топлив по перечисленным стандартам приведены в приложении 2.

За основу построения таблицы принята классификация топлив по ISO. Буквенные символы ДМ и RM означают соответственно дистиллят и остаточный мазут. Цифры в марке указывают максимальную вязкость топлива в сантистоксах при 100С.

Для дистиллятных топлив ДМХ, ДМА, и ДМВ в стандартах, кроме того, приведено цетановое число (соответственно равное 45,40 и 35). Кинематическая вязкость этих топлив определена при 40С, а остальных топлив – при 50С. Температура застывания топлив ДМА, ДМВ, и ДМС указана для различного времени эксплуатации судна: в числителе – для периода с 31 декабря по 31 марта, а в знаменателе – для периода с 1 апреля по 31 ноября. Коксуемость топлив ДМХ, ДМА, ДМВ и ДМС определена по Рамоботтону, а других топлив – по Конрадсону. Температура вспышки для топлива RMX должна быть не ниже 43С, остальных топлив – не ниже 60С. Стандартами BSI CIMAC установлено содержание алюминия не выше 30мг\кг.

Из-за разных методик определения характеристик топлива по различным стандартам, возможны различия в фактическом качестве отечественных и зарубежных топлив, несмотря на одинаковые значения соответствующих характеристик.

Приложение 2.

ТОПЛИВО ДИЗЕЛЬНОЕ

В зависимости от условия применения устанавливаются три марки дизельного топлива:

Л (летнее) – для эксплуатации при температуре окружающего воздуха 0°С и выше;

З (зимнее) – для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 20°С и выше (температура застывания топлива не выше минус 35°С) и минус 30°С и выше (температура застывания топлива не выше минус 45°С);

А (арктическое) – для эксплуатации при температурах окружающего воздуха минус 50°С и выше.

По содержанию серы дизельные топлива подразделяются на два вида:

1 – содержание серы не более 0,2% и 2 – содержание серы не более 0,5%.

Технические условия предусматривают 6 марок дизельного топлива: Л – 0,2; Л – 0,5; З – 0,2; З – 0,5 и А – 0,2; А – 0,4. В условное обозначение топлива марки Л должны входить содержание серы и температуры вспышки, топлива марки З – содержание серы и температура застывания, топлива марки А – содержание серы.

Примеры условного обозначения.

Топливо летнее с содержанием серы до 0,2% и температурой вспышки 40С:

«Топливо дизельное Л – 0,2 – 40 »

Топливо зимнее с содержанием серы до 0,2% и температурой застывания минус 35С:

«Топливо дизельное З – 0,2 минус 35»

Топливо арктическое с содержанием серы 0,4%

«Топливо дизельное А – 0,4»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *