Судебная реформа 1864г

Прежнее судопроизводство характеризовалось инквизиционной формой процесса, теорией формальных доказательств, множественностью органов, обладающих судебными полномочиями, закрытостью судебного процесса, сословностью.

Правовую основу реформы составили следующие

акты: Учреждение судебных установлений, Устав уголовного судопроизводства, Устав гражданского судопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Реформа провозгласила следующие принципы:

независимость суда;

всесословность суда;

устность и гласность судебного процесса;

равенство всех перед судом;

несменяемость судей и следователей;

рассмотрение дела с участием присяжных заседате-

лей;

выборность судей и присяжных заседателей;

установление прокурорского надзора;

введение института присяжных поверенных.

Суды делились на:

общие (окружные суды, учреждаемые для нескольких уездов, судебные палаты по гражданским и уголовным делам, в территорию деятельности которых входили не-

сколько губерний или областей, и кассационные департаменты Сената по гражданским и уголовным делам);

местные (волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей).

В результате реформы была создана адвокатура __ для защиты в уголовном процессе и представительства по гражданским делам, и нотариат — для оформления и удостоверения сделок.

Мировые судьи избирались органами местного управления на основе имущественного ценза, санкционировались губернатором и утверждались Сенатом. В их компетенцию входили незначительные уголовные и гражданские дела, которые рассматривались ими единолично, устно, публично, с возможным участием поверенных.

Окружным судам были подсудны все уголовные дела, не входившие в компетенцию мировых судей, за исключением преступлений, наказывавшихся лишением или ограничением прав состояния, которые рассматривались с участием присяжных, и гражданские дела с ценой иска более 500 рублей. Предварительное следствие проводили судебные

следователи, состоявшие при окружных судах.

Судьи назначались императором по представлению министра юстиции.

Судебные палаты являлись апелляционной инстанцией для окружных судов по делам, рассмотренным без присяжных заседателей, и рассматривали наиболее важ-

ные государственные и должностные преступления в качестве суда первой инстанции.

Дознание ____________проводилось жандармерией, предвари-

тельное следствие — членом судебной палаты.

Сенат являлся высшей кассационной инстанцией для всех судебных органов

57. Земская реформа 1864г. и городская реформа 1870г (порядок выборов, системаземских и городских учреждений, их компетенция).

Проведение крестьянской реформы вызвало изменения и в системе местного управления.

Законодательной базой реформ стали: «Положение о губернских и земских учреждениях» 1864 г. И « Городовое положение» 1870 г.

В компетенцию новых органов местного управления входило руководство всеми хозяйственными делами на подведомственной территории.

Распорядительными органами земств, которые создавались на уровне губерний и уездов, являлись земскиесобрания, а исполнительными — земские управы.

Данные органы являлись выборными, избирались сроком на 3 года.

Выборы представителей (гласных) уездных земских собраний проходили по трем избирательным куриям:

1) уездных землевладельцев (для участия требовался высокий имущественный ценз, входили, в основном, дворяне);

2) городских обществ (участник должен был иметь купеческое свидетельство или предприятие, имелся имущественный ценз);

3) сельской курии (имущественного ценза не было,выборы проходили по сложной системе: крестьяне на волостном сходе избирали выборщиков на собрание, на котором избирались земские гласные).

Уездные земские собрания выбирали на должность губернатором, а председатель губернской управы министром внутренних дел.

Земства имели ограниченные полномочия, зависели от правительственных органов. Недостатком реформы было отсутствие высшего координирующего органа и низшего звена системы — волостного земства. Однако ре-

форма носила буржуазный характер, внесла значительный вклад в развитие местного хозяйства и социальной инфраструктуры.

Городовое положение сформировало органы городского самоуправления: городское избирательное собрание, городскую думу и городскую управу.

Выборы в городскую думу проходили на основе имущественного ценза, избирать могли плательщики городских налогов и сборов, рабочие, мелкие служащие не имели избирательного права.

Городские избиратели делились натри группы, каждая избирала треть представителей в городскую думу.

Думу и управу возглавлял городской голова, которого утверждал в должности губернатор или министр внутренних дел.

Дума и управа избирались на 4 года, каждые 2 года половина управы переизбиралась .Городской голова имел право приостанавливать решение управы.

Разногласия между думой иуправой решал губернатор.

Городские органы управления зависели от государственной власти, но помогали развитию городов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *