Структура конспекта

Методические рекомендации по выполнению конспекта занятия по познавательной деятельности

При подготовке к написанию конспекта занятия необходимо выяснить у воспитателя группы, какие занятия по познавательной деятельности запланированы и уже проводились с детьми. Затем, с помощью анализа содержания «Программы воспитания и обучения в детском саду», следует выбрать соответствующие возрасту и срокам изучения образовательные, воспитательные задачи. Подобранная система знаний (или ее элементы), которая формируется в процессе занятия по познавательной деятельности, ее доступность для детей данной группы согласуется с воспитателем. Также с воспитателем обговаривается характеристика детей, требующих на занятии особенного внимания, продумываются задания разного уровня сложности. Следует уточнить и наличие в группе необходимого для занятия оборудования, демонстрационных и раздаточных материалов; в случае необходимости они изготавливаются студенткой.

На титульном листе выписывается заголовок конспекта (Приложение 2):

Конспект

занятия по познавательной деятельности

детей старшей группы МДОУ №10

студентки 3 «А» курса ТПК №2

Гульцевой Ксении Вячеславовны

Внизу справа указывается:

Дата проведения: 10 апреля

Количество детей: 21

Роспись воспитателя:_____

На развороте тетрадного листа конспект выписывается в соответствии со следующей структурой:

Название занятия: («Бантик для куклы») (Приложение 3)

Программное содержание.

Программное содержание включает в себя три основные группы задач: образовательные, развивающие, воспитательные.

Образовательные задачи непосредственно раскрывают содержание и объем знаний, который предстоит усвоить детям на занятии; задачи формулируются таким образом, чтобы ясно была представлена система знаний (или ее определенный элемент), осваиваемые детьми в процессе занятия. В зависимости от степени освоения материала, новизны темы образовательные задачи намечаются разные. На первое место выносятся задачи, связанные с новым для детей материалом (например, «Познакомить со свойствами ткани и бумаги (в сравнении); опытным путем определить комплекс свойств каждого материала – прочность, сминаемость, толщина (и т.п.)»). Затем формулируются задачи на закрепление уже имеющихся знаний (например, «Закрепить знание детьми определенных свойств бумаги – рвется, мнется, тонкая, гладкая, хорошо размокает, склеивается»). На третье место ставятся задачи на расширение и углубление знаний («Расширить представления детей о назначении ткани – из нее шьют платье, делают ленты для волос и т.п.»). В эту группу задач вносят обучение детей способам учебных действий (учить сравнивать путем наложения, приложения; сравнивать в процессе экспериментирования; учить обобщать материал; учить делать выводы и т.д.).

Развивающие задачи раскрывают педагогическую работу по развитию познавательных психических процессов, мелкой моторики кисти руки, речи детей, проводящуюся на занятии. Все развивающие задачи тесно взаимосвязаны с образовательными: если на занятии стоит образовательная задача по выяснению свойств и качеств определенного материала, то развивающие обязательно включают задачу на развитие тактильного (если обследование производится при помощи руки – например, ощупывания), зрительного (если предметы сравниваются «на глаз»), цветового (если предстоит сравнивать предметы по цвету) восприятия; задачу на развитие способов умственной деятельности – сравнения, сопоставления, классификации и т.п. В программное содержание не включаются задачи, не связанные с непосредственным содержанием действий детей на занятии.

Воспитательные задачи имеют два направления: формирование культуры деятельности ребенка (в том числе учебной) — «Воспитывать желание поддерживать порядок на рабочем месте, приводить его в порядок после занятия; приучать говорить, не перебивая взрослых и сверстников; воспитывать интерес к совместной деятельности со взрослым» и т.п.; воспитание положительных нравственных качеств в соответствии с содержанием учебного материала — «Воспитывать уважение к труду взрослых, изготовивших вещи; приучать бережно относиться к вещам из ткани, из бумаги» и т.п.

Затем прописывается словарная работа по обогащению и активизации словаря детей.

Материалы и оборудование.

Материалы и оборудование для занятия вписываются в таблицу:

У воспитателя: У каждого ребенка:

В графах таблицы перечисляется все оборудование для воспитателя, которое потребуется на занятии (в том числе демонстрационное), те материалы, которые потребуются каждому ребенку. При подготовке к занятию высчитывается необходимое общее количество используемых материалов. В случае, если по ходу занятия в процессе действий дети будут перемещаться по групповой комнате, желательно начертить план размещения необходимого учебного оборудования.

Предварительная работа.

В данной части конспекта выписываются мероприятия, которые необходимо провести с детьми до занятия (за 2 – 3 дня, в утренние часы, на прогулке, во II половину дня). Предварительная работа помогает ребенку заинтересоваться содержанием занятия, делает более осознанным процесс получения знаний. (Так, если на занятии предполагается сравнивать свойства бумаги и ткани, то в процессе предварительной работы желательно рассмотреть с детьми бумажные и матерчатые предметы, игрушки; совместно с детьми или в их присутствии изготовить игрушки из этих материалов и потом сравнить их и т.п.)

Ход занятия.

Ход занятия пишется прямой речью, раскрывающей методы и приемы работы с детьми. Удобнее оформить его в виде таблицы, в левой графе которой называются действия воспитателя, а в более широкой правой пишется его прямая речь, или оставить на листе широкое левое поле для комментариев своих действий:

Действия воспитателя Методические приемы

Содержание занятия познавательного цикла должен удовлетворять следующим требованиям:

1. Мотивация деятельности детей должна быть приближена к их интересам. Это достигается путем эмоциональной активизации детей через использование сюрпризных моментов, внесения элементов новизны, юмора, шутки, организации игровых заданий, практического применения полученных знаний и умений.

2. Организация познавательной деятельности детей. Она достигается с помощью методов и приемов обследования, сравнения, классификации, решения логических задач, моделирования, опытов и экспериментирования и т.п. Формы организации познавательной деятельности детей могут быть представлены дидактическими играми и упражнениями, игровыми и учебными заданиями.

3. Наличие самостоятельных поисковых действий детей по решению практических ситуаций.

4. Результативность занятия должна носить практический характер. Она достигается проектированием взаимосвязи усвоенных на занятии знаний, умений и навыков и другими видами деятельности дошкольника – трудом, игрой, использованием продуктов детской деятельности в быту.

Ход занятия включает в себя определенные структурные части: организационный момент, объяснение и показ способов действия, самостоятельную активную деятельность детей, анализ занятия, организационный момент.

Назначение организационного момента в начале занятия:

— переключить внимание детей на предстоящую им деятельность (закончить свои дела, поставить на место игрушки, поставить стульчики на место и т.п.; в младших группах эта работа выполняется вместе с детьми, старшим дается указание; если необходимо, внимание всех детей может быть собрано короткой подвижной игрой в кругу);

— подготовить детей к работе (привести в порядок внешний вид, если надо – закатать рукава, в старших группах — проверить наличие необходимого материала на своем рабочем месте);

— мотивировать учебную деятельность, исходя из интересов ребенка; с этой целью может использоваться сюрпризный момент (в младших группах – приход героя, получение посылки; в старших – письмо, телеграмма с заданиями, задание в форме дидактической игры «с поиском» и т.п.).

По окончании занятия организационный момент направлен на приведение в порядок своего рабочего места, уборку материалов. Надо помнить, что в старшей и подготовительной группах к подготовке и уборке общих материалов занятия (стакана для воды, общего для двоих детей подноса, подставки под карандашей) привлекаются дежурные по занятию, но индивидуальные материалы каждый ребенок готовит себе сам. Организационный момент не должен быть затянутым, его длительность – не более 2 минут. Желательно содержание организационного момента прописать в конспекте прямой речью.

Объяснение и показ способов действия. Показ способов действия и словесный комментарий к ним прописываются предельно подробно прямой речью. Эта часть занятия должна занимать не более 15% времени занятия; чем меньше дети, тем короче эта часть. В зависимости от вида занятия объяснение и показ способов действия могут концентрироваться в начале занятия, а затем дети будут действовать самостоятельно; при этом после объяснения с детьми проговаривается план дальнейшей работы, задаются вопросы, помогающие детям закрепить последовательность самостоятельных действий. Возможен вариант, когда объяснение способов действия в виде кратких моментов будет включаться на всем протяжении занятия (у детей младшего дошкольного возраста, в случае с опытной деятельностью детей, когда предлагаются задания разного вида и сложности на всем протяжении занятия, у старших дошкольников при освоении нового вида деятельности и т.п.).

Вначале перед детьми ставится цель деятельности. Она непосредственно связана с содержанием задач занятия и раскрывает детям осваиваемый ими способ интеллектуального и (или) практического действия. Чем меньше дети, тем более подробно и образно ставится перед ними цель (например, «Сегодня мы будем учиться сравнивать разные материалы»; «Выясним, чем отличаются разные материалы и как это узнать» и т.п.). Детям дается установка на внимание — «надо внимательно смотреть и слушать, делать то, что говорит воспитатель, чтобы узнать новое».

Затем прямой речью прописывается объяснение, комментируется показ способов действий. Чем меньше дети, ниже уровень их знаний, умений и навыков, новее материал, тем более детальными должны быть показ и объяснение воспитателя. В старших группах при закреплении, расширении и углублении знаний может быть использован частичный показ и объяснение. Если предполагается, что дети будут действовать по плану, ребенку предлагается повторить последовательность действий перед всеми, со «слабыми» детьми последовательность действий проговаривается индивидуально.

В случае если в группе есть слабые, отстающие дети, пришедшие после длительного отсутствия, объяснение и показ должны быть повторены для них индивидуально в сочетании с более простыми заданиями, чем для других детей.

Самостоятельная активная деятельность детей на занятии (вне зависимости от того, будет ли это активное восприятие или практические действия детей) занимает 2/3 длительности всего занятия. В конспекте прописываются действия воспитателя, направленные на индивидуальную помощь детям и контроль их действий. Желательно заранее сформулировать комментирующие фразы, которые помогут всей группе скорректировать свои действия в процессе самостоятельной работы. Они должны быть направлены на поддержание качества действий детей, решать воспитательные задачи, поставленные на занятии.

Анализ занятия подразумевает оценку воспитателем деятельности и поведения детей на занятии; его назначение – закрепить полученную детьми на занятии систему знаний, уточнить освоенный ими способ действия, провести связь между полученными знаниями и результатами практической деятельности детей; поэтому вопросы анализа обязательно основываются на задачах программного содержания. В младших группах воспитатель проводит анализ сам, еще раз обращая внимание детей на изученный материал; в старших группах формулируются и пишутся вопросы к детям, которые помогают им еще раз обобщить материал занятия и способы своих действий. Также внимание обращается на характер взаимоотношений детей на занятии, соблюдение ими правил поведения. Анализ, как объяснение и показ способов действия, расписывается подробно. Затем пишется заключительный организационный момент.

При подготовке конспекта может быть использовано методическое пособие: Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. — М., 2005.

Конспект, заверенный воспитателем детского сада, сдается на проверку и утверждение преподавателю за две недели до проведения занятия на педагогической практике.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *