Статус субъектов федерации

Статус субъекта федерации – это его права, обязанности и ответственность. Как, впрочем, и статус другого любого субъекта.

Права (полномочия), которыми обладают субъекты федерации:

1. Субъекты федерации могут иметь свои конституции и могут принимать законы в соответствии с разграничением предметов ведения, установленном в федеральной Конституции.

2. Субъекты федерации регулируют порядок формирования своих органов власти. Субъекты федерации самостоятельно формируют свои органы государственной власти. Как правило порядок формирования органов власти в субъекте федерации соответствует порядку формирования таких же органов на федеральном уровне. В США в каждом штате население избирает парламент и население избирает губернатора (за исключением одного штата, где губернатор избирается парламентом). В землях Германии население избирает ландтаги (парламенты), а уже ландтаги формируют правительство (исполнительный орган), то есть формирование органов в субъекте строится по тому же принципу, что и федеральные органы.

3. Регулируют местное самоуправление на своей территории.

4. Могут регулировать вопросы, касающиеся гражданского, трудового права, вопросов природопользования. В США субъекты могут принимать законы в сфере уголовного права, уголовного процесса и исполнения наказаний.

5. Субъекты федерации как правило регулируют вопросы здравоохранения, культуры, образования, разделяя эти вопросы с местным самоуправлением.

6. Судебная власть. Субъекты федерации как правило имеют свои органы судебной власти. Для США характерна судебная система штатов (довольно обширная). В некоторых штатах осталась процедура избрания судей. Также в субъектах могут существовать свои органы конституционного контроля (в Германии конституционные суды земель, в США эту функцию выполняют все общие суды).

7. Субъекты федерации могут иметь своё гражданство, а могут и не иметь.

8. Могут иметь свои государственные символы: герб, гимн и флаг.

9. Интересы субъектов федерации на федеральном уровне представляет верхняя палата парламента. Формируется на основе представительства – равного или неравного – от каждого субъекта федерации.

10. Субъекты федерации могут участвовать в каких-то международных отношениях, но всегда с согласия федерации (может быть согласие министерство иностранных дел, могут устанавливаться сферы, где могут сотрудничать, специальным федеральным законом…).

Обязанности субъектов федерации.

Субъекты федерации обязаны исполнять федеральную конституцию и федеральные законы.

Наличие суверенитета.

В науке есть разные точки зрения по вопросу суверенитета субъектов федерации.

Некоторые учёные считают, что субъекты федерации обладают суверенитетом. Здесь трудно согласиться, чтобы они полной мерой обладали суверенитетом (в полной мере лишь государство в целом как участник международных отношений).

Есть точка зрения, что субъекты федерации обладают ограниченным суверенитетом, то есть самостоятельностью в рамках предоставленных им полномочий.

Ещё одна точка зрения: субъекты федерации не обладают суверенитетом. Как раз последняя точка зрения была провозглашена Конституционным Судов РФ.

Сецессия субъектов федерации.

Федеративная конституция не предусматривает права сецессии.

Сецессия – это право одностороннего выхода из состава федерации. Конституции такого права не предоставляют.

Если какой-то субъект федерации пытается выйти из состава, то, как правило, туда просто вводят федеральные войска и субъект остаётся в составе. Мятежи как правило подавляются с помощью вооружённых сил.

Только с добровольным согласием и субъекта, и федерации возможен выход. Такое редко. Югославия когда распадалась были и вооружённые силы.

В случае невыполнения субъектами федерации своих обязанностей к ним применяются меры федерального принуждения, то есть мы переходим к ответственности субъекта федерации.

Они применяются в случае:

· нарушения федеральной конституции и законов;

· массовых беспорядков на территории субъектов федерации, с которыми не справляются органы власти субъекта федерации;

· захвата власти в субъекте федерации какими-либо вооружёнными формированиями не путём выборов;

· Конституция Бразилии предусматривает основанием для федеральной интервенции неуплата федеральных налогов в федеральный бюджет в течение двух лет.

Формы федерального принуждения:

Федеральная интервенция (Бразилия, Мексика, Аргентина).

Может вводиться чрезвычайное положение.

Прямое президентское правление.

Всё это включает в себя введение федеральных вооружённых сил или полиции на территорию субъекта, отстранение исполнительной власти, наведение порядка, если там беспорядки и формирование временных органов управления в субъекте федерации.

Менее жёсткие: в Германии есть мера «федеральное законодательное замещение» (это процедура изъятия федерации у земли права принимать законы по каким-то вопросам).

Роспуск органов государственной власти субъекта федерации также возможно.

В Конституции РФ также роспуск органов государственной власти предусмотрено. Это в ФЗ «Об общих принципах организации законодательной и исполнительной власти в субъектах федерации».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *