Социальные основы конституционного строя

Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции РФ Россия является социаль­ным государством. Главная задача социального государства – достижение такого уровня общественного развития, который основывается на закрепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на определение экономических благ исходя из принципа справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человека сущест­вование.

Следует отметить, что объявление России социальным государ­ством не означает возвращение страны к тоталитарному государ­ству, обещавшему своим гражданам всеобщее благосостояние за счет создания экономической системы, полностью управляемой и организуемой им. Социальное государство в том понимании, кото­рое вкладывает в него Конституция РФ, должно стремиться только к максимально возможному в условиях демократической страны равномерному содействию благу всех граждан и к максимально возможному равномерному распределению жизненных тягот.

Социальное государство стремится обеспечить каждому своему гражданину достойный человека прожиточный минимум. При этом оно исходит из того, что каждый взрослый должен иметь воз­можность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Вме­шательство государства осуществляется только тогда, когда такая возможность по разным причинам не может быть реализована и потребности человека не могут быть удовлетворены надлежащим образом.

Возможность человека зарабатывать, естественно, предполага­ет прежде всего наличие работы. В социальном государстве, как правило, закрепляется в связи с этим право на труд. В Конститу­ции РФ предусмотрено только право «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и про­фессию» (ч. 1 ст. 37). Разумеется, такое положение в полной мере обеспечивает свободу труда, однако оно ставит под сомнение важ­нейшее требование социального государства, согласно которому каждый человек должен заботиться о получении трудового дохода для удовлетворения своих потребностей. Правда, ситуация не­сколько облегчается закреплением в Конституции РФ права на за­щиту от безработицы (ч. 3 ст. 37).

Следует отметить, что в условиях демократии социальное госу­дарство предоставляет широкий простор любым общественным силам, которые желают оказывать помощь социально необеспе­ченным. Например, в ч. 3 ст. 39 Конституции РФ указывается, что в стране поощряются «создание дополнительных форм соци­ального обеспечения и благотворительность».

Одной из важнейших целей социального государства является сглаживание социального неравенства, преодоление его крайних форм. Способы, применяемые государством для достижения этой цели, весьма различны. Ими могут быть социальные коррективы, вносимые в правовые отношения (например, с помощью трудового права); государственное вмешательство в общественные отноше­ния (охрана труда, надзор за воспитанием и т.п.); обеспечение об­щедоступности наиболее важных благ и услуг (регулирование цен, развитие систем государственного здравоохранения, образования и т.д.); улучшение социального положения путем государствен­ных выплат (например, социальные пособия); сглаживание иму­щественного неравенства за счет средств, мобилизуемых государ­ством (налоги, пошлины и т.д.); смягчение экономического нера­венства путем обобществления некоторых экономических ценно­стей или их перераспределения (например, путем земельной реформы); устранение социального неравенства методами право­вого характера (например, уравнивание женщин и мужчин в опла­те труда) и др.

Одна из разновидностей социального неравенства – неравенст­во, связанное с утратой дохода или средств к существованию из-за болезни, инвалидности, старости, потери кормильца, безработи­цы и т.п., а также с особого рода расходами (похороны, утрата иму­щества в результате пожара, стихийных бедствий). Средством, ко­торое использует социальное государство, чтобы противостоять этим превратностям судьбы, является социальное обеспечение.

Социальное обеспечение зависит не только от того, насколько оно необходимо, но и от того, может ли государство осуществлять такое обеспечение. Переход социального общества от первичной цели – предоставления человеку минимума средств к существова­нию – к более высоким целям – избавлению человека от нужды или поддержанию его обычного жизненного стандарта – во мно­гом зависит и от того, в какой мере само общество может произво­дить средства для социального обеспечения, которые могли бы до­полнить средства, выделенные для этого государством.

В отличие от тоталитарного государства, которое полностью управляет экономикой и организует ее и которое способно предло­жить своим гражданам только равенство в бедности, демократиче­ское социальное государство стремится к сглаживанию неравенст­ва на основе роста благосостояния. Оптимальная стратегия подъ­ема благосостояния обеспечивается социальным рыночным хозяйством в сочетании с производством и распределением благ самим социальным государством в некоторых сферах (например, в сфере воспитания и образования, в сфере транспортных услуг и других благ, обеспечиваемых инфраструктурой, в сфере социаль­ной помощи). Кроме того, поскольку производство и распределе­ние благ организуются по принципам рыночной экономики, госу­дарство в различных формах несет ответственность за их эффек­тивность.

Наиболее характерные черты социального государства отража­ются в его социальной политике, которая в соответствии с Консти­туцией РФ направлена «на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ч. 1 ст. 7).

Социальная политика представляет собой часть общей поли­тики государства, которая касается отношений между социальны­ми группами, между обществом в целом и его членами, связанных с изменениями в социальной структуре, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материаль­ных и духовных потребностей, совершенствованием образа жизни.

Главной задачей социальной политики Российской Федерации являются достижение благосостояния человека и общества, обес­печение равных и справедливых возможностей для развития лич­ности. Эта задача должна решаться в тесном единстве с экономиче­ской политикой российского государства.

Главная задача социального развития российского общества определяет основные направления социальной политики, реали­зация которых на практике приведет к созданию важнейших эле­ментов социального государства в Российской Федерации. В их число входят: охрана труда и здоровья людей; установление гаран­тированного минимального размера оплаты труда; обеспечение го­сударственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детст­ва, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социально­го обслуживания; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Следует сказать, что в любом демократическом государстве ме­жду конституционным требованием защиты личной свободы и требованием идеи социального государства существует известное противоречие. Оно порождено неизбежным вмешательством соци­ального государства в личную жизнь граждан. Поэтому в такой си­туации любое решение государства в пользу личной свободы возможно только в той мере, в какой оно не противоречит сущности со­циального государства.

ТЕМА 6. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

1. Гражданское общество: понятие, структура.

2. Гражданское общество, государство и личность; характер их взаимо­отношений.

3. Конституционное закрепление правового государства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *