Расследование морских аварийных происшествий в России и за рубежом

Расследование аварий и их классификация производятся в соответствии с Положением о порядке классификации, расследования и учета аварийных случаев с судами, утвержденным приказом ММФ СССР от 29 декабря 1989 года № 118 по согласованию с Прокуратурой СССР, Минобороны СССР и Минрыбхозом СССР. Это положение распространяется на суда, технический надзор за которыми возложен на морской регистр, на суда, плавающие под иностранным флагом, если аварийный случай произошел в территориальном море и внутренних морских водах.

Аварийные случаи классифицируются следующим образом: а) кораблекрушение (гибель судна или его полное конструктивное разрушение, после чего проведение восстановительного ремонта нецелесообразно, или потерян буксируемый судном объект); (б) авария (повреждение пассажирского судна, приведшее к утрате хотя бы одного из мореходных качеств и/или создавшее препятствие к производственной деятельности в связи с появлением каких-либо эксплуатационных ограничений; гибель человека (людей);

(в) аварийное происшествие (например, повреждение судна, повреждение подводного кабеля, нахождение на мели 24 часа и более, смещение груза, потеря якоря, якорных цепей, намотка на гребной винт или руль тросов или сетей, повреждение судном другого судна, создавшее препятствие в производственной деятельности судна (судов) в связи с появлением каких-либо эксплуатационных ограничений);

(г) эксплуатационное повреждение (различные повреждения судна или другого судна, смещение груза, не подпадающее под признаки пункта «в», ледовые повреждения при правильных действиях экипажа, повреждения во время спасательных операций и т.д.).

Классификация аварийного случая производится капитаном судна и капитаном морского порта. Основным органом расследования аварийных случаев является капитан морского

порта, который в необходимых случаях под своим председательством организует комиссию по расследованию или принимает участие в комиссии, образованной министерством (ведомством), направляя после завершения расследования материалы судовладельцу и прокурору.

Предварительное расследование осуществляет капитан судна. Аварийные случаи, подпадающие под признаки кораблекрушения, аварии и аварийного происшествия, расследуются капитаном порта. Аварийный случай, связанный со столкновением судов, принадлежащих разным судовладельцам, а также случай, происшедший на акватории морского порта, расследуется капитаном морского торгового порта с участием судовладельцев аварийных судов.

ПРАС-90 подробно регламентируют порядок донесения об аварийных случаях процедуру расследования, сроки его проведения и порядок учета. Кроме того, департаментом морского транспорта 31 декабря 1992 года утверждена инструкция по применению ПРАС-90.

По-разному расследуются морские аварии в различных странах: в отдельных странах органами расследования являются капитан судна и специальная комиссия (комитет) по расследованию или инспекция по судоходству, в других – капитан судна и капитан порта, но, тем не менее, например, в Великобритании помимо этих органов расследование проводится Спасательной ассоциацией Великобритании, включающей представителей общества Ллойда, Лондонской спасательной ассоциации, Инженерного Бюро Великобритании. В США расследованием морских аварий занимается капитан судна и Береговая Охрана в лице Бюро морской инспекции и навигации.

Например, в ФРГ согласно Закону о расследовании морских происшествий от 6 декабря 1985 г. аварийные случаи подлежат расследованию компетентным морским ведомством, решение которого может быть обжаловано в Высшее федеральное морское ведомство в порядке административно-судебного производства. При рассмотрении возражений на решения морского ведомства Высшее федеральное ведомство вправе изменить его решение, если оно не приняло к участнику происшествия каких-либо мер, а только сформулировало причины морского происшествия либо ошибочность поведения этого участника, и вынести решение о применении этих мер (См. Морское право и практика. Вып. 4(8). М.,1989. С. 10-11).

4. Инспектирование морских торговых судов в иностранных портах (Парижский

меморандум 1982 года).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *