Психологические основы общения

Понятие общение

Общение как социально-психологическая категория

Управление конфликтами.

Виды конфликтов.

Сущность и структура конфликта.

Конфликт как форма взаимодействия.

Формы делового общения.

Невербальное общение.

Вербальное общение.

Общие положения делового общения

Виды делового общения.

Психологические основы общения.

Понятие общение.

Общение как социально-психологическая категория.

План

Проблемы профессионального и педагогического общения. Управление конфликтами

Лекция № 2.3.

Время проведения: 4 часа.

Цель занятия:рассмотреть теоретические основы межличностных отношений и делового общения будущего магистра техники и технологии; углубить и закрепить знания; развить глубину и критичность мышления; воспитать толерантность, ответственность понимание.

Общение — это сложный, многоплановый социально-психологический процесс установления и развития контактов между людьми, порождённый потребностью в совместной деятельности, коммуникации и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека [5].

Функции общения:

1. Коммуникация— обмен информацией, идеями представлениями, чувствами интересами настроениями.

2. Перцепция— восприятие и понимание другого человека и самого себя, установление на этой основе взаимопонимания и взаимодействия.

3. Интеракция— стратегия, тактика и техника взаимодействия людей, организация их совместной деятельности для достижения определённых целей [5].

Мотивы общения (взаимодействия):

• максимизация общего выигрыша (мотив кооперации);

• максимизация собственного выигрыша (индивидуализм);

• максимизация относительного выигрыша (конкуренция);

• максимизация выигрыша другого (альтруизм);

• минимизация выигрыша другого (агрессия);

• минимизация различий в выигрышах (равенство) [5, c. 110].

В зависимости от мотивов участников взаимодействие может происходить в форме сотрудничества (кооперации) или соперни­чества (конкуренции).

Рисунок 1.Взаимосвязь общения и конфликта

При интерактивном взаимодействии партнеров различают: со­трудничество; противоборство; уклонение от взаимодействия; од­нонаправленное содействие; контрастное взаимодействие; комп­ромиссное взаимодействие.

Сотрудничество — общение, при котором оба партнера по
взаимодействию содействуют друг другу, активно способ­ствуя достижению индивидуальных и общих целей совмес­тной деятельности;

Противоборство — общение, при котором партнеры противодействуют друг другу и препятствуют достижению ин­дивидуальных целей;

Уклонение от взаимодействия — партнеры стараются избегать активного сотрудничества;

Однонаправленное содействие — один из партнеров способствует достижению целей другого, а второй уклоняется от сотрудничества;

Контрастное взаимодействие — один из партнеров старается содействовать другому, который, однако, активно про­тиводействует ему;

Компромиссное взаимодействие — оба партнера отчасти содействуют, отчасти противодействуют друг другу [5, с. 111].

Механизмы перцепции:

1) познание и понимание людьми друг друга (идентификация, стереотипизация, эмпатия, аттракция);

2) познание самого себя в процессе общения (рефлексия);

2) прогнозирование поведения партнера по общению (каузаль­ная атрибуция).

Идентификация — это способ познания другого человека, при котором предположение об его внутреннем состоянии строится на основе попыток поставить себя на место партнера по общению. Стереотипизация — это восприятие партнера на основе неко­его стереотипа, т. е. прежде всего как представителя определен­ной социальной группы. Эмпатия — это эмоциональное сопереживание другому чело­веку. Она основана на умении правильно представить себе, что происходит в душе другого человека, что он переживает, как оце­нивает окружающий мир. Аттракция (привлечение) — форма познания другого челове­ка, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. В данном случае понимание партнера по общению возни­кает благодаря формированию привязанности к нему, дружеско­му или более глубокому интимно-личностному отношению. Рефлексия — это механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять, как он воспринимается партнером по общению. Каузальная атрибуция — механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (стремление к выяснению причин по­ведения субъекта).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *