Профессиональная ориентация учащихся на уроках трудового обучения

Целенаправленную работу по профориентации учащихся следует начинать уже в начальной школе. Хотя ученик еще далек от мысли о выборе профессии, он не может еще воспринимать и осмысливать в полной мере информацию профессионального характера, желания и мечты его весьма нестабильны, однако в этом возрасте закладывается основа будущего трудового самоопределения. Мно­гое из того, что ученик получит в школе в I—IV классах, останется в его памяти на всю жизнь.

С первого класса, с первого урока по труду необходимо заинтересовать ребят идеей трудиться, желанием стать человеком труда. В этих классах следует создать фундамент, на базе которого в последующие годы будут развиваться интересы и склонности к профессиям материального производства. При работе учащихся I—IV классов с бумагой, пластилином, картоном, тканью и т. д. можно ознакомить их с такими профессиями, как слесарь, жестянщик, полиграфист, швея-мотористка, вышивальщица и т. д.

Естественно, работа по профессиональной ориентации в начальных классах специфична, она отличается от работы со средними и старшими классами. Специфика эта заключается прежде всего в том, что в I–IV классах не ставится цели непосредственно подвести учеников к выбору определенной профессии, школьники не должны знакомиться с элементами профориентационной деятельности трудящихся.

Задачи работы по профориентации учащихся I–IV классов включают:

1. Формирование у школьников убеждения в том, что труд – основа жизни человека и что только в труде и только трудом славен наший человек.

2. Формирование у учащихся начальных представлений о трудовой деятельности людей, о народном хозяйстве республики, о производственных процессах, рабочих профессиях.

3. Формирование у учащихся убеждения, что современному рабочему, колхознику, ученому необходимы прочные и глубокие знания основ наук.

4. Изучение индивидуальных способностей и склонностей учеников.

Эти задачи решаются школой в процессе преподавания основ наук, трудового обучения и внеклассной работы.

На уроках труда необходимо знакомить учащихся с наиболее массовыми профессиями, распространенными в данной местности. Профориентационный материал надо органически связывать с темой урока, при этом целесообразно приводить примеры из жизни родителей учащихся, сообщать интересные факты.

Например, для сельских школ учебной программой предусмотрено знакомство с элементами сельскохозяйственного труда.

В I классе учащиеся знакомятся с комнатными растениями и уходом за ними. Учитель при изучении этого материала знакомит своих воспитанников с профессией цветовода. На учебно-опытном участке школьники выращивают цветочные и бобовые растения, лук: готовят семена к посеву, производят посев, ухаживают за растениями, поливают и пропалывают их. Для первоклассников можно подготовить интересную беседу о полеводстве, рассказать им о профессии агронома.

Во II классе в осенний период на опытном участке школьники собирают семена выращенных ими растений. В зимний период второклассники ухаживают за комнатными растениями, учатся размножать их черенками. Весенний период они начинают с подготовки учебно-опытного участка к посеву: рыхлят почву, размечают участки земли, осуществляют посев. В летнее время ухаживают за посевами и посадками – пропалывают, поливают, прореживают растения, проводят простейшие сельскохозяйственные опыты. Таким образом, уже в I–II классах учащиеся имеют возможность получить некоторые представления о содержании труда овощевода, садовода, агронома, цветовода.

В III классе на учебно-опытном участке учащиеся проводят аналогичные работы, только в несколько расширенном плане. Они ставят простейшие опыты с применением удобрений, выясняют влияние пасынкования на сроки созревания и урожай томатов.

Работы на учебно-опытном участке младшие школьники проводят с использованием ручного инструмента, из этого они не могут получить полного представления о труде на колхозных и совхозных полях. Поэтому задача учителя на данном этапе состоит в том, чтобы, сформировать у учащихся правильное представление о содержании и характере механизированного труда в сельском хозяйстве. В ряде передовых школ учащиеся старших классов, работающие в технических кружках, изготовляют для своих младших товарищей моторизованный инструмент, использование которого повышает не только производительность труда младших школьников, но и эффективность профориентации по сельскохозяйственным профессиям.

Большое влияние на учащихся I–IV классов оказывают проводимые комплексные экскурсии по ряду учебных предметов. Они значительно расширяют кругозор школьников, их знания об окружающем мире, глубже знакомят учеников с различными профессиями. С младшими школьниками проводят экскурсии на промышленные производства, животноводческие фермы, в мастерские колхозов и совхозов, объединений по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства, на строительство, хлебозавод, на колхозное или совхозное поле, в лес. При проведении экскурсий необходимо обращать внимание школьников на то прекрасное, что есть в каждой профессии, будь то промышленное предприятие или животноводческая ферма, хлебозавод или колхозное поле.

Опыт показывает, что правильно поставленная работа учащихся по уходу за растениями как в помещениях, так и на учебно-опытных участках воспитывает у детей устойчивый интерес и любовь к родной земле. При этом необходимо постоянно помнить и учитывать в работе возрастные особенности младших школьников. Так, их нельзя переутомлять однообразной работой. Деятельность их надо организовать так, чтобы они видели результаты своего труда. Замечено, что в тех школах, где учащиеся лишены возможности осенью убирать и подсчитывать выращенный ими урожай сельскохозяйственных культур, интерес к работе у них заметно понижается.

Особое внимание нужно уделять воспитанию у младших школьников уважения к труду животновода. В связи с этим целесообразно некоторые уроки сельскохозяйственного труда в начальных классах проводить в школьном крольчатнике и на животноводческих фермах. Хорошим дополнением к таким урокам является работа в школьном уголке живой природы.

Эффективность профориентационной работы при проведении экскурсий значительно повышается, если организуются встречи с передовиками промышленного и сельскохозяйственного производства, ударниками труда, заслуженными рационализаторами и изобретателями, которые в интересной беседе могут рассказать, как и за что они любят свою профессию. Ценными являются также экскурсии на предприятия, животноводческие фермы, в комплексные механизированные бригады и т. д., где работает большинство родителей учащихся. После таких экскурсий обычно устанавливаются тесные связи между трудовым коллективом и учащимися.

Современный труд характеризуется, с одной стороны, широким использованием современной техники, автоматики, а с другой – применением еще в ряде отраслей народного хозяйства ручного труда. Перед учителем трудового обучения возникает естественный вопрос: к какому виду трудовой деятельности готовить школьников? Однозначного ответа здесь быть не может. Необходимо готовить ученика как к ручному труду, так и к освоению новейшей техники, к труду, имеющему творческий характер. При этом нужно решительно искоренять пренебрежительное отношение к ручному труду, предотвращать боязнь его.

Особенность профориентационной работы при изучении технического труда в V–Х классах заключается в том, что ориентация учащихся ведется в основном на профессии промышленности. В профориентационной работе на уроках технического труда нужно исходить из уже накопленных учащимися I– IV классов знаний о профессиях и полученных ими трудовых умений и навыков.

Учебные программы по техническому труду в V– Х классах предоставляют широкие возможности для проведения профориентационной работы, в частности для ознакомления учащихся с техникой, технологией, организацией и экономикой промышленного производства, с основными его профессиями. Рассказы учителя о профессиях, экскурсии на промышленные предприятия, участие школьников в конкретной трудовой деятельности на уроках технического труда, в процессе которой они сами становятся причастными к широкому кругу рабочих профессий, активно воздействуют на формирование профессиональных интересов учащихся, воспитывают у них интерес к труду современного рабочего.

В передовых школах на уроках технического труда учителя осуществляют следующие мероприятия:

1.Намечают заранее профессии и отрасли народного хозяйства, с которыми необходимо ознакомить учащихся при проведении занятий по той или иной теме учебной программы. В основном знакомят с теми профессиями, которые наиболее распространены в данном городе, районе, области.

2. Стремятся эффективно использовать всю материально-техническую базу трудового обучения для организации технических кружков, факультативов, проведения киноуроков с целью ознакомления учащихся с производством и различными профессиями.

3. На уроках дают учащимся сравнительные сведения о технологии работ, выполняемых в школьных мастерских и на производственных предприятиях.

4. Проводят в соответствии с требованиями учебной программы экскурсии на предприятия с целью ознакомления школьников с техникой, технологией и экономикой, организацией труда массовых рабочих профессий.

5. Знакомят учащихся с требованиями, предъявляемыми профессией к человеку.

6. Обращают внимание школьников при выполнении лабораторно-практических работ на особенности применяемой на производстве техники, технологии и на организацию труда рабочих.

7. На уроках трудового обучения наблюдают за особенностями выполнения трудовых заданий, отношением учащихся к работе и их влиянием на выбор соответствующей профессии.

Так как основное место в программах по техническому труду в V– Х классах занимают лабораторно-практические работы, в школах важно сосредоточить внимание учащихся на тех объектах и действиях, которые характерны для современного производства. С этой целью учитель труда подбирает материальное оснащение для лабораторно-практических работ, применяемое в производственных условиях или сходное с ним, а также предусматривает в инструкционных, технологических и других картах такое задание, которое нацеливает учеников на ознакомление с производственными характеристиками оборудования (инструментов) и приемами обращения с ним.

Учителя трудового обучения, которые работают в сельских школах призваны воспитывать у подрастающего поколения глубокое уважение к труду хлебороба, животновода, любовь к земле, стремление стать сельским тружеником.

Уроки сельскохозяйственного труда имеют большие возможности для проведения профессиональной ориентации сельских школьников. Школьная программа предусматривает необходимый минимум знаний и практических умений по важнейшим отраслям сельскохозяйственного производства: овощеводству, полеводству, животноводству. При обучении учащихся сельскохозяйственному труду необходимо использовать достижения сельскохозяйственной науки и опыт передовиков производства. Их следует знакомить с основными положениями аграрной политики государства на современном этапе. Профессиональная ориентация должна быть составной и неотъемлемой частью урока по сельскохозяйственному труду в V—Хклассах и проводиться в неразрывной связи с содержанием учебного материала и опытнической работы школьников. Интерес к сельскохозяйственным профессиям у учащихся должен формироваться учителем как в процессе изучения теоретического материала, так и при проведении опытнической работы на школьном учебно-опытном участке и животноводческих фермах.

Учителю сельскохозяйственного труда необходимо знать основные педагогических условиях, которые способствуют возникновению и развитию интереса у школьников к сельскохозяйственным профессиям. Эти условия следующие:

1. Решающее влияние на пробуждение интереса у учащихся к профессиям сельского труженика оказывает личность учителя, его авторитет, педагогическое мастерство, умение правильно вести профориентационную работу.

2. Важное значение имеет наличие хорошо подобранного в соответствии с агрономическими требованиями учебно-опытного участка, на котором необходимо иметь отделы овощных и полевых культур, плодово-ягодный сад, питомник, цветочно-декоративный отдел, закрытый грунт, коллекцию основных сельскохозяйственных культур, отдел биологии с подотделами: систематики, селекции и др., зоолого-животноводческий отдел (пчельник, крольчатник). Интересный и богатый опытный участок способствует зарождению у ребят пытливости, любознательности, рождению интереса к сельскохозяйственным профессиям. Не только школа должна заботиться об учебно-опытном участке, но и колхоз или совхоз; они обязаны помогать школе всем необходимым для организации сельскохозяйственного труда.

3. Для пробуждения и развития у школьников интереса к сельскохозяйственным профессиям необходимо, чтобы учащиеся осознали важность изучения сельскохозяйственного труда. Общеизвестно, что интерес у подростков вызывает только тот предмет, который представляется необходимым для будущей деятельности.

4. Не менее важным условием для развития интереса к сельскохозяйственным профессиям имеет правильный выбор тематики сельскохозяйственных опытов, их постепенное усложнение и творческий характер. Усложнение тематики опытов должно, с одной стороны, соответствовать программе, а с другой – отвечать конкретным условиям и задачам, стоящим перед колхозами и совхозами данного района. Все опытно-практические работы учащихся, предусмотренные программой, должны проводиться на высоком уровне с использованием опыта передовиков сельскохозяйственного производства данного колхоза или совхоза. Очень важно при этом, чтобы школьники получали урожай на своем учебно-опытном участке не ниже, чем в окружающих передовых хозяйствах.

5. Большое значение имеют нормирование и дисциплина труда учащихся. Нормирование труда на учебно-опытном участке – это не только организующее, но и дисциплинирующее начало. Оно влияет на формирование у школьников убеждения в том, что работа в поле и на ферме требует прежде всего соблюдения дисциплины труда, техники безопасности и санитарной гигиены, так как от этого зависят производительность работы и результаты ее.

6. Учителю нужно уметь вызвать у учащихся творческую активность при выполнении трудовых заданий. Там, где наблюдается активность школьников, там пробуждается и интерес к сельскому хозяйству, его профессиям. Эффективным средством пробуждения активности учащихся является проблемный метод проведения сельскохозяйственных опытов на учебно-опытном участке.

Политехническая подготовка учащихся, изучение сельскохозяйственной техники, приобретение необходимых знаний и умений по выращиванию сельскохозяйственных культур и уходу за животными, хорошо поставленная исследовательская работа, производительный труд в ученических производственных бригадах, школьных лесничествах, лагерях труда и отдыха являются основными факторами, которые положительно влияют на формирование у сельских школьников интереса к труду в сельском хозяйстве.

Проведенный выше анализ показывает, что уроки трудового обучения располагают большими возможностями ориентации учащихся на массовые рабочие профессии, воспитания у них трудолюбия и других профессионально важных качеств личности.

Профессиональная ориентация школьников в процессе трудового обучения в старших классах

Трудовое обучение в старших классах является завершающим этапом политехнической трудовой подготовки учащихся, расширяет и углубляет их знания, умения и навыки, политехнический кругозор, знакомит более глубоко по сравнению с предыдущими классами с массовыми профессиями, создает необходимые предпосылки для сознательного выбора профессий учащимися. Основным видом занятий по трудовому обучению в старших классах являются занятия по профилям трудового обучения, которые проводятся в межшкольных учебно-производственных комбинатах, учебных цехах, а также в школьных мастерских и кабинетах.

Обучение старшеклассников по профилям трудовой подготовки осуществляется по одному из видов технического, сельскохозяйственного или обслуживающего труда.

Изучение основ тяжелой промышленности происходит по таким профилям, как: металлообработка, электротехника, радиоэлектроника, деревообработка и др. Программа каждого из них предусматривает необходимый материал для проведения профориентационной работы по определенным отраслям промышенности и ее профессиям. В связи с этим целесообразно иметь тема­тический годовой план профориентационной работы по каждому из профилей трудового обучения при подготовке старшеклассников к труду.

Большое значение имеет обучение учащихся старших классов по строительному профилю в трудовой подготовке. При его изучении школьники знакомятся со строительным производством, приобретают специальные умения и навыки по некоторым профессиям строительного дела. К концу трудового обучения учащиеся овладевают одной из следующих профессий: каменщик, маляр, штукатур-плиточник.

Программа по строительному делу уделяет много внимания дальнейшему расширению политехнического кругозора учащихся, их профессиональной ориентации и развитию технического творчества в процессе трудового обучения и производительного труда. В процессе изложения теоретического материала и при проведении практических занятий учащихся следует вовлекать в трудовую творческую деятельность. Ничто так не может вызвать у школьников интереса к строительным профессиям, как правильно поставленный производительный труд и использование элементов творческого начала в труде строителей.

Важным элементом профориентационной работы при обучении строительным профессиям являются экскурсии на строительные площадки, которые предусмотрены программой. Экскурсии эти следует проводить с целью закрепления политехнических и специальных знаний, а также для более близкого знакомства учащихся с профессиями строителей, с характером труда по ним, с перспективами роста, с вопросами трудоустройства и дальнейшего совершенствования профессиональной подготовки и.

В сельских школах в соответствии с программой имеются широкие возможности для проведения профессиональной ориентации. Многие темы программы содержат разделы, которые знакомят учащихся с различными сельскохозяйственными профессиями, содержанием и условиями труда, путями приобретения и повышения квалификации, местными потребностями в кадрах, путями получения профессий в дальнейшем. Участие школьников в производительном труде, в процессе которого они становятся причастными к широкому кругу рабочих профессий, встречи с передовиками производства, экскурсии и другие мероприятия активно воздействуют на формирование профессиональных интересов, психологической и практической готовности трудиться в сельскохозяйственном производстве.

Подготовку старшеклассников к труду механизатора-растениевода проводят по следующему плану: изучение трактора; знакомство с технологией механизированных работ в полеводстве (овощеводстве), основами агротехники полевых (овощных) культур. При этом в соответствии со специализацией сельскохозяйственного района и, в частности, базового хозяйства есть возможность ознакомить учащихся со следующими профессиями и специальностями: тракторист-машинист широкого профиля с умением выполнять работы слесаря-ремонтника и водителя автомобиля; тракторист-машинист III класса; бригадир (помощник бригадира) тракторной бригады; мастер-полевод; мастер-плодоовощевод; мастер-рисовод; мастер-садовод; мастер-виноградарь; мастер-цветовод-декоратор; мастер-чаевод; мастер по технической диагностике сельскохозяйственной техники; мастер-наладчик по техническому обслуживанию машинно-тракторного парка; слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике (тепличных комплексов); слесарь-ремонтник (по ремонту тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин); слесарь-ремонтник (по ремонту гидромелиоративных машин); слесарь-ремонтник (по ремонту и регулировке топливной аппаратуры с умением выполнять работы по ремонту гидравлических систем тракторов, автомобилей и комбайнов); слесарь-ремонтник (по ремонту автотракторного электрооборудования).

При изучении «Трактора» знакомство с профессиями предусматривается в темах: «Введение», «Классификация и общее устройство тракторов», «Механизм двигателя», «Система питания», «Ходовая часть», «Навесная раздельно-агрегатная гидравлическая система», «Электрооборудование». При этом даётся общее представление о профессиях, связанных с эксплуатацией и ремонтом тракторов. К таким профессиям и специальностям относятся: тракторист-машинист, тракторист-машинист широкого профиля, аккумуляторщик, мастер-наладчик по техническому уходу за машинно-тракторным парком, слесарь по ремонту тракторов, электромонтер по ремонту и эксплуатации электротехнического оборудования и др.

Во время экскурсии в мастерские колхоза или совхоза учащиеся ближе знакомятся с содержанием труда ряда механизаторских профессий. Эффект этого мероприятия будет значительно большим, если в его проведении будет участвовать и специалист данного хозяйства. Перед проведением экскурсии необходимо обсудить с экскурсоводом план её, освещаемые вопросы, указать, на какие сведения о профессиях следует обратить больше внимания, на какие меньше. Следует также показать, как работают передовые работники, хотя бы кратко указать на знания и умения, необходимые работникам данной профессии.

В процессе проведения профориентационной работы учителю необходимо суметь соединить освоение учащимися отдельных элементов трудовой деятельности с получением ими знаний, необходимых специалисту. Так, при изучении темы «Основы управления трактором» учителю следует, знакомя учащихся с отдельными элементами трудовой деятельности тракториста-машиниста (подготовкой трактора к работе, пуском двигателя, троганием с места, техникой переключения передач, выполнением поворотов, торможением), указать на те знания, которые необходимы будущему специалисту. При изучении темы «Механизмы двигателя» учащиеся знакомятся с профессией слесаря-ремонтника, расширяется их знакомство с практической стороной профессии тракториста-машиниста. При проведении экскурсии в ремонтную мастерскую колхоза (совхоза) школьники ближе узнают об условиях труда и выполняемой работе тракториста-машиниста и слесаря-ремонтника.

Конечно, на уроках трудового обучения невозможно ознакомить учащихся со всеми перечисленными профессиями основательно.

При выборе профессий, с которыми необходимо ознакомить учащихся на уроках трудового обучения, целесообразно учитывать следующие факторы:

1. Наличие органической связи между материалом урока (темы) и содержанием профессии. Учителю всегда следует помнить, что урок трудового обучения – это не занятие по профориентации. Сведения о профессиях должны органически вплетаться в основной материал, а не выступать как нечто самостоятельное, изолированное.

2. Потребности данного района в определенных профессиях. На уроках трудового обучения учащимся необходимо давать сведения прежде всего о тех профессиях, в которых имеет острую необходимость базовое хозяйство, район, область, республика.

Осознанный выбор профессии учащимися возможен лишь тогда, когда у них есть определенный объем знаний о них и они могут соизмерить свои желания, возможности, а также требования профессии к личности с потребностями общества в специалистах данной профессии.

Из всего многообразия рабочих профессий учащемуся необходимо выбрать лишь одну, но именно ту, которая больше всего соответствует его склонностям и интересам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *