Приемники электроэнергии СЭЭС

Основные сведения

Приемник электроэнергииэто устройство, предназначенное для преобразования электроэнергии в другой вид энергии.

Приемники электроэнергии обеспечивают безопасность плавания, безаварийную работу энергетической установки, сохранность грузов и нормальные бытовые условия экипажа. На многих судах — лихтеровозах, ледоко­лах, паромах, земснарядах, плавкранах — электроэнергия применяется для привода гребных винтов и специальных технологических механиз­мов.

Классификация приемников электроэнергии

Приемники электоэнергии классифицируют по трем основным признакам:

1. назначению;

2. степени важности ( ответственности );

3. режиму работы.

По н а з н а ч е н и ю приемники электроэнергии делят на следую­щие группы:

средства навигации и связи — гирокомпас, лаг, эхолот, радиолока­торы, радиопелен

гаторы, радиостанция;

механизмы судовых систем и устройств — насосы, вентиляторы, компрессоры;

палубные механизмы — грузовые лебедки и краны, рулевое уст­ройство, брашпили, шпили, автоматические швартовные лебедки;

бытовые механизмы и приборы — климатическая установка, оборудование камбуза, прачечной;

электрическое освещение.

По с т е п е н и в а ж н о с т и приемники электроэнергии подразде­ляют на 3 группы:

особо ответственные приемники, перерыв в питании которых может привести к аварии судна и гибели людей. К ним относятся радио- и навигационное оборудование в соответствии с Правилами по конвенционному оборудованию морских судов, рулевое устройство, пожарный насос, аварийное освещение и др. На грузовых судах валовой вместимостью 300 рег. т и более, а также на некоторых других судах приемники этой группы питаются практически бесперебойно от основной, а при ее обесточивании — от аварийной электростанции;

ответственные приемники, обеспечивающие работу СЭУ, управле­ние судном и сохранность груза. В эту группу входит основная часть судовых приемников электроэнергии — насосы, вентиляторы, компрес­соры, якорные и швартовные механизмы, грузовые устройства, средст­ва внутрисудовой связи и сигнализации и др. Эти приемники получают питание во всех режимах работы основной СЭС;

малоответственные приемники, допускающие перерыв питания в аварийных ситуациях или при перегрузке СЭС — бытовая вентиляция, камбузное оборудование и др.

По р е ж и м у р а б о т ы различают приемники электроэнергии с продолжитель-

ным S1, кратковременным S2, повторно-кратковремен­ными S3-S5 и перемежающимися S6-S8режимами.

В продолжительном режиме работают ЭП насосов постоянной подачи, вентилято-

ров, ком­прессоров, воздуходувок и др.; в кратковременном — ЭП шпилей, брашпилей, шлюпочных и траповых лебедок; в повторно-кратковре­менных — грузовые лебедки и краны; в перемежающихся — технологи­ческое оборудование судов технического флота.

Основную полю производимой электроэнергии на судах потребляют ЭД. Для ЭП постоянного тока, работающих в продолжительном режиме, применяют электродвигатели общесудового исполнения серий П и 2П в диапазонах мощностей 0,1 — 200 кВт и частот вращения 750-3000 об/мин для серии П и 750-4000 об/мин для серии 2П.

Для ЭП перемен­ного тока используют асинхронные электродвигатели серии 4А в диапазонах мощ

ностей 0,1 — 315 кВт с пятью уровнями синхронных частот вращения ( 600, 750, 1000, 1500 и 3000 об/мин).

Для приемников кратковременного и повторно-кратковременного режимов с большой частотой включений, тяжелыми условиями пуска и частыми реверсами на по­стоянном токе применяют электродвига

тели серии ДПМ мощностью до 100 кВт, серии Д800 мощностью 120-350 кВт и серии ДП мощностью 136-540 кВт, а на переменном токе -асинхронные электродвигатели серии МАП в диапазоне мощностей 1-100 кВт.

Электродвигатели серии 2П могут питаться от тиристорных преобразователей постоян­ного тока, серии МАП в специальном исполнении — от тиристорных преобразователей частоты с регулируемой частотой в пределах 5-80 Гц для 1-скоростных и 5-20 Гц для обмоток малой скорости 2- и 3-скоростных ЭД.

Электродвигатели серии ВМАП являются взрывозащищенной модификацией элект­родвигателей серии МАП, устанавливаются в судовых помещениях, где возможно образо­вание взрывоопасных смесей газов и паров, и выдерживают до 20 внутренних взрывов без утраты работоспособности.

Эксплуатационные качества приемников электроэнергии

Э к с п л у а т а ц и о н н ы е к а ч е с т в а приемников электроэнергии оказывают существенное влияние на режим работы СЭЭС.

Прямой пуск АД при недостаточной суммарной мощности включенных генерато-

ров приводит к понижению частоты тока и провалам напряжения, что может повлечь выпа

дение генератора из синхронизма, остановку ПД генератора, а также отключение работаю

щих машин и механизмов. Для ограничения пусковых токов АД применяют пуск переклю

че­нием со «звезды» на «треугольник», а также автотрансформаторный, реакторный и дру-

гие способы пуска.

Асинхронные электродвигатели, работающие с недогрузкой, перегру­жают сеть и генераторы реактивными токами, не позволяя использо­вать полностью мощность генера-

торов. Эффективным способом компен­сации реактивной мощности является применение конденсаторных батарей с автоматическим регулированием емкости, подключаемых к шинам СЭС.

Не выключенные вовремя приемники ЭЭ перегружают судовую электростанцию и линии электропередачи, снижают степень электро- и пожаробезопасности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *