ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА, ЕГО СИСТЕМНЫЙ ХАРАКТЕР

Общество как социальная реальность. Системные характеристики общества. Человеческая деятельность и общественные отношения как атрибуты социальной реальности.

Понятие “общество” употребляется в философской и социологической литературе в разных смыслах. В широком смысле оно используется для обозначения совокупности всех способов и форм взаимодействия и объединения людей, всего того, что отличает эту реальность, созданную человеком, от мира природных объектов и позволяет рассматривать ее как особую форму движения материи, как социум, как социальное начало мира, как социальность вообще. В узком понимании словом “общество” обозначают относительно самостоятельные единицы функционирования общественного организма, его отдельные социальные объекты — различные виды социальных общностей, конкретные социальные образования, например, российское общество, общество любителей книги, всероссийское общество охраны природы и т.п.

Философия интересуется обществом в широком его понимании, исследуя его как социальность вообще, как социум — особый род бытия в мире. Но изучая “общество вообще”, социальная философия вовсе не отказывается от обращения к исторически конкретным типам организации общественной жизни.

При любом подходе к обществу содержание данного понятия, его трактовка обусловлены тем фактом, что речь должна идти о системе связей и отношений между людьми. Поэтому авторы различных концептуально-теоретических подходов, представленных в философско-социологической литературе, объясняя общество, пытаются прежде всего раскрыть природу этих связей и отношений.

С точки зрения К.Маркса (1818 -1883), общество — это система отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной жизнедеятельности. Эти отношения носят устойчивый характер и постоянно воспроизводятся в процессе общественного производства, связывая индивида с социальной группой, с обществом. Общественные отношения, по Марксу, неотделимы от деятельности людей, не существуют сами по себе, в отрыве от последней, а составляют ее общественную форму.

М.Вебер (1864 — 1920) — немецкий социальный философ, социолог и экономист — рассматривал общество как результат взаимодействия людей, являющегося продуктом социальных, т.е. ориентированных на других людей действий. Сочетания человеческих действий порождают устойчивые “смысловые связи” поведения людей. Он выделяет четыре типа социального действия: 1) целерациональное — когда предметы внешнего мира и другие люди воспринимаются как условия или средства действия, рационально ориентированного на достижение собственных целей; 2) ценностно рациональное — определяется осознанной верой в ценность определенного способа поведения как такового; 3) аффективное — определяется непосредственно чувствами, эмоциями; 4) традиционное — побуждается усвоенной привычкой, традицией.

Среди теоретических подходов к обществу, имеющихся в современной отечественной литературе, представляет интерес точка зрения академика РАН Г.В.Осипова, рассматривающего общество как определившуюся в процессе исторического развития человечества относительно устойчивую систему социальных связей и отношений как больших, так и малых групп людей, поддерживаемую силой обычая, традиции, закона, социальных институтов и т.д., основывающуюся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ.

В числе наиболее общих признаков любой системы в литературе называют прежде всего целостность и качественную определенность системного объекта, его выделенность относительно среды своего обитания, отличие от других явлений, наличие в объекте взаимосвязанных и опосредующих друг друга и свое целое иерархически организованных частей (элементов), наличие у объекта интегральных свойств, которые могут отсутствовать у частей, взятых порознь.

Обществу присущи параметры, позволяющие рассматривать его как особую — социальную систему:

Во-первых, общество есть целостное образование, выступающее в форме социальных общностей, институтов и организаций, основными элементами которых являются люди, а также их нормы, связи и отношения. Целостность общества вытекает из общественного производства людьми самих себя, условий и средств своей жизнедеятельности.

Во-вторых, общество обладает способностью к самоорганизации и саморегуляции, т.е. общество — это синергетическое образование, функционирующее относительно самостоятельно, корректирующее свою деятельность с учетом влияния окружающей среды. Саморегуляция общества может осуществляться как посредством действия стихийных механизмов воспроизводства и развития своей структуры, так и на основе сознательного и планомерного управления.

В-третьих, отличительной особенностью общества как целостной и саморегулирующейся системы является его устойчивость и стабильность. Стабильность — это такое состояние системы, при котором она способна функционировать и изменяться, сохраняя устойчивость своей структуры и функций при воздействиях извне.

В-четвертых, общество характеризуется открытостью, поскольку оно взаимодействует с окружающей средой и обменивается с ней энергией, веществом, информацией и т.п. Открытость социальных систем проявляется в процессах деятельности людей, направленной на преобразование природной и социальной среды для создания и сохранения необходимых условий своей жизнедеятельности, удовлетворения потребностей и интересов.

В-пятых, специфической особенностью общества как системного образования является информационность. Человеческая деятельность невозможна без информационных процессов, имеющих в обществе социокультурный характер.

В-шестых, общество — это сложная, иерархически организованная, многоплановая система, характеризующаяся наличием отдельных подсистем (сфер), сочетанием различных уровней организации и субординации между ними.

В-седьмых, общество как системное образование обладает пространственно-временным бытием. Социальное время — это форма реального движения любой общественной системы, проявляющегося в деятельности людей как длительность событий, общественных процессов, как календарное и совокупное время жизни индивида и общества, как ценность и условие их бытия.

Итак, общество — это сложное, отличающееся от всех других форм бытия мира, саморазвивающееся системное образование, которое существует благодаря и посредством человеческой деятельности и обладает такими системными параметрами как целостность, саморегуляция и самоорганизация, стабильность и устойчивость, открытость и информационность, пространственно-временная организация и иерархичность строения. Включение людей в общество, их объединение в единый социальный организм осуществляется через различные формы социального бытия, которые каждый индивид так или иначе осваивает, персонифицирует себя в них и через них, испытывает на себе их системоформирующее воздействие и сам, своей деятельностью, вносит изменения в эти социальные системные образования. В числе таких социальных форм, посредством которых и в рамках которых происходит совместная жизнедеятельность людей, необходимо назвать прежде всего следующие: а) социальные общности людей (семья, социальная группа, класс, нация и т.п.); б) социальные институты и организации; в) системы принятых в обществе образцов культуры, норм и ценностей. С учетом данных особенностей общества можно дать ему следующее определение: обществоэто сложная система исторически развивающихся форм организации совместной жизнедеятельности людей, их социальных связей и отношений, культурных норм и ценностей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *