Организационная структура международных организаций

Традиционно (исключение — ООН) все органы международной организации подразделя-

ются на 1) высшие, 2) исполнительные, 3) административные, 4) комитеты и комиссии, 5)

судебные (характерно для ряда международных организаций).

Высшие органы носят название Конгрессы, Конференции, Ассамблеи, Советы глав госу-

дарств и т.п. Принципы формирования высших органов:

а) в них представлены все государства-члены,

78

б) каждое государство имеет один голос.

Функции высших органов: вопросы приема, исключения из членов организации, утвер-

ждение бюджета, назначение Генерального секретаря, формирование исполнительных орга-

нов, принятие решений и резолюций по вопросам предметной компетенции организации.

Порядок работы – сессионный, очередность сессий определяется Уставом организации.

Исполнительные органы называются Административными советами, Исполнительными

советами, Директоратами. В отличие от высших органов исполнительные – это органы огра-

ниченного состава (не все государства одновременно имеют своих представителей) и посто-

янно действующие, порядок из избрания определяется уставом.

Наиболее распространенным принципом формирования исполнительных органов является

принцип равного (справедливого) географического представительства. За каждым географи-

ческим регионом в зависимости от количества государств-членов в нем определяется число

мест в исполнительном органе. Поскольку исполнительные органы избираются на опреде-

ленный срок, а затем переизбираются, каждое государство-член рано или поздно может

иметь своих представителей в этих органах. Существуют также принципы учета специфиче-

ских интересов государств (ИКАО, ИМО), принцип учета несовпадающих интересов госу-

дарств (Межд.организация по сахару), принцип наибольшего финансового вклада и др.

Исполнительные органы обеспечивают деятельность международной организации и по-

стоянную связь с государствами-членами, формируют повестку дня сессии высшего органа,

готовят проект бюджета, проекты решений/резолюций высшего органа.

К административным органам относятся секретариаты. Возглавляются Генеральным

секретарем – высшим должностным лицом организации, который (как и его заместители)

избирается на сессии высшего органа. Остальной состав секретариата (специалисты, адми-

нистративно-технический персонал) работает на основе трудовых контрактов, заключаемых

между Генеральным секретарем и персоналом. Лица, входящие в состав персонала секрета-

риата, имеют статус международных служащих.

Секретариат выполняет большую работу по обслуживанию организации. Он публикует и

распространяет всю ее документацию, занимается подготовкой докладов и исследований

международной организации, готовит все необходимые материалы для высших и исполни-

тельных органов, в том числе повестку дня сессии высшего органа.

Комитеты и комиссии могут создаваться на постоянной и временной основе. Туда могут

входить представители всех государств либо избираться на основе принципа справедливого

географического представительства. Для подготовки резолюций пленарного органа создают-

ся комиссии и комитеты общего состава, работающие во время сессии высшего органа. Но,

как правило, эти органы специализируются на очень узком вопросе.

К судебным органам относятся непосредственно сами суды и административные трибуна-

лы (в ООН — Трибунал по спорам). Административные трибуналы занимаются рассмотрени-

ем жалоб персонала секретариата на нарушения Положения о персонале со стороны Гене-

рального секретаря (при найме на службу, увольнении).

Учреждение судебных органов предусмотрено учредительными документами ряда меж-

дународных организации (Международный суд ООН, Суд Европейских Сообществ). В рам-

ках ряда международных организаций созданы специализированные суды (Совет Европы –

Европейский суд по правам человека, ОАГ – Американский суд по правам человека, СНГ –

Экономический суд СНГ, Африканский Союз – Африканский суд по правам человека).

К компетенции судов относится рассмотрение споров между государствами, в специали-

зированные суды могут обращаться физические лица или юридические лица в зависимости

от их компетенции. Юрисдикция международных судов, как правило, является факультатив-

ной.

В некоторых организациях существуют парламентские органы. В случаях, когда госу-

дарства передают осуществление части своих властных полномочий международным орга-

низациям, национальные парламенты утрачивают контроль за этими функциями. Парламент-

ские органы как раз и создаются в целях такой компенсации, а также во имя демократическо-

го представительства. Они либо непосредственно избираются на выборах в странах-членах

79

(ЕС), либо назначаются национальными парламентами (Совет Европы). В большинстве слу-

чаев эти органы ограничиваются обсуждением и принятием рекомендаций. Только Европей-

ский парламент в рамках ЕС обладает существенными правами (отправить в отставку испол-

нительный орган – Комиссию, принимать участие в принятии бюджета).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *