Охрана и защита Конституции

Ст.65 К РФ

Изменения наименование субъекта РФ (ст. 65 ч.1 К РФ), изменение в наименования субъекта относится к собственному ведению субъекта, К не определяет то, каким образом осуществляют включение нового наименования субъекта в ст.65 К РФ. В своем постановлении от 28.11.1995 года «О толковании ст. 137 К РФ», КС определил, что изменения наименования субъекта включаются указом Президента РФ на основание решение субъекта, принятого в установленном порядке и период с 1996-2003 год были включены 4 наименования субъекта: Республика Ингушетия, Северная Осетия (Алания), Республика Калмыкия, Ханты-Мансийский автономный округ (Югра).

Лекция №7 (28.03.13)

Изменения в ст. 65 относительно состава субъектов вносятся на основе ФКЗ «О порядке принятия и образования в составе РФ нового субъекта».

1) 1, 2, 9 главы – пересмотр => новая конституция.

2) 3-8 главы – поправки (ст. ст. 81, 96, 103, 104)

3) Ст. 65 – состав , ФКЗ.

4) Ст. 65 – наименование субъекта, Указ президента.

В юридической литературе используется 2 понятия: охрана и защита конституции.

Различия в следующем:

Охрана – это комплекс мер, направленных на предупреждение нарушения Конституции.

Защита – комплекс мер, направленных на устранение нарушения норм К.

Охрану и защиту К осуществляют:

1. Гражданское общество.

2. Президент РФ.

3. Сама конституция по средствам особого порядка внесения изменений и дополнений в К.

4. КС РФ.

Гражданское общество

А – это совокупность общественных отношений, главным образом имущественных, товарно-рыночных, семейных, нравственных и иных отношений, относительно независимых от государства. В литературе называют различные критерии гражданского общества и к числу основных можно отнести:

1) Экономическая и социальная свобода членов общества, которая возможна только в обществе с рыночной экономикой, где личность не отчуждена от собственности вправе выбрать ее любую форму. Существует свобода предпринимательской деятельности, вмешательство государства в экономические отношения сведено к минимуму.

2) Признание и реальная обеспеченность естественных и неотчуждаемых прав человека, а так же возможность судебной защиты этих прав. ст. 2 К РФ – права и свободы являются высшей ценностью.

3) Самоуправляемость и самоорганизованность поскольку в гражданском обществе сами граждане решают собственные дела, а главной целью общества является человек. Ст. 12 К РФ – признается местное самоуправление, как сегмент гражданского общества.

4) Открытость, что предполагает: свободный доступ людей ко всем источникам информации, кроме государственной или коммерческой тайны.

5) Гласность осуществляемых общественно политических мероприятий, в том числе и принимаемых законодательных актов. Свобода слова, убеждений и свобода критики. Свобода общения с международными и иностранными общественными организациями.

6) Режим законности, верховенство закон, незыблемость свободы личности, а так же установление между личностью и государством таких отношений, которые обеспечивают эффективность контроля и надзора, за исполнением законов. Гражданское общество – это, прежде всего правовое общество.

7) Равенство всех перед законом и судом, стабильность конституционного строя, наличие демократических методов управления.

Президент РФ

Президент РФ, согласно ст. 80 К РФ, является гарантом К. Это одна из его функций. В ступая в должность Президент обязуется соблюдать и защищать К РФ (ст. 82).

Президент наделен неограниченным правом, законодательной инициативы, позволяющем ему в конкретной правовой форме ставить вопрос о реализации в законах, конституционных положений, а так же приведение законодательства в соответствии с К.

Президент вправе использовать вето на стадии подписания федеральных законов (ст. 107 ч. 3), а право законодательной инициативы – ст. 104, ст. 134.

Постановления и распоряжения правительства в случаях противоречащих конституции, федеральным законам и указам президента могут быть отменены Президентом РФ (ст. 115 ч. 3 – это вытекает из ст. 80).

Президент вправе приостанавливать действия актов, органов исполнительной власти субъектов, в случае противоречия этих актов, Конституции, ФЗам, международным обязательствам или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения вопроса соответствующим судом (ст. 85 ч. 2).

Из статус президента, как гаранта конституции вытекает его обязанность обеспечивать включение в Конституционный текст поправок и изменений по средствам официального опубликования актов, принятых в порядке статей 136 и 137.

Контроль за исполнением и конституции субъектов РФ осуществляют полномочные представители президента в федеральных округах (8 федер. Округов). В каждом субъекте имеется федеральный инспектор.

КС РФ

– это орган судебной власти осуществляющий конституционный контроль по средствам конституционного производства. Ст. 118 К РФ. Ст. 125 – определяет численный состав (19 судей). Конституция определяет порядок назначения судей конституционного суда. В К определяются полномочия КС:

1. КС осуществляет нормоконтроль, т.е. проверку соответствия нормативно правовых актов положений конституции. КС – негативный законодатель.

2. Обладает исключительным правом давать толкование конституции.

3. КС рассматривает жалобы граждан на нарушение их конституционных прав и свобод.

4. КС рассматривает споры между федеральными органами государственной власти и органами субъектов.

5. КС дает заключения по соблюдению установленного порядка выдвижения обвинения президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

6. КС дает заключение о конституционности, выдвижение инициативы о проведениях федерального референдума.

Акты и их отдельные положения, признанные не конституционными утрачивают силу.

Значение преамбулы – вводный раздел К РФ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *