Модели рынков

Законы спроса и предложения. Рыночное равновесие.

Рыночный механизм. Структура и функции.

Рынок и его модели. Закономерности спроса и предложений.

(1)

Рынок является порождением товарного производства. Необходимыми предпосылками возникновения товарного обмена и рынка являются: общественное разделения труда и экономическое обособление производителей отношениями собственности. Такое обособление достигается на основе частной собственности на условия и результаты производств. Первоначально товарный обмен носит эпизодический характер. На данном этапе развития товарного производства рынки отсутствуют. Рынок возникает тогда, когда товарообмен приобретает регулярный характер. Признаком возникновения рынка является тенденция установления единой цены на реализуемый товар. Обязательными атрибутами любого рынка являются: сам товар, его покупатели и продавцы, спрос и предложение, а так же цена. Рыночные блага бывают двух видов: однородные или стандартизированные товары и дифференцированные товары, они имеют одинаковое потребительское назначение, но различаются между собой качественными параметрами и некоторыми другими свойствами. Условия, когда товарные отношения приобретают всеобщий характер предметом купли-продажи является практически всё что представляет потребительскую ценность. В итоге в экономике складывается взаимосвязанная система рынков. Обычно рынки подразделяют на 2 большие группы: рынки продуктов и услуг и рынки ресурсов или факторов производства. В рыночном механизме ведущую роль играет цена товара. Она постоянно колеблется в зависимости от меняющегося соотношения между спросом и предложением, при этом колебание цены выполняют ориентирующую функцию. Рост цены указывает на то, что спрос превышает предложение. Снижение цены наоборот. Рыночный механизм работает наиболее эффективно в условиях конкуренции между продавцами и покупателями. Если же на стороне спроса или предложения возникает монополия, то эффективность рыночного механизма падает. Поскольку монополист получает возможность извлекать из рыночного обмена дополнительные выгоды за счет партнеров по сделкам купли-продажи товаров.

(2)

Спрос чаще всего определяют как функцию, описывающую множество парных значений цены и количества товара, которое покупатели готовы и в состоянии приобрести по соответствующей цене. Между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость, которая называется законом спроса. Спрос выражается тремя способами: в виде шкалы, графической или алгебраической формах.

Помимо цены на спрос воздействует ряд неценовых факторов или детерминант. Чаще всего выделяют следующие группы неценовых факторов:

1. Вкусы или предпочтения покупателей.

2. Число покупателей на рынке.

3. Изменение доходов покупателей.

4. Изменение цен на сопряженные товары (взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары).

5. Ожидание покупателей (чаше всего ожидание относительных цен и доходов).

Действие неценовых факторов вызывает изменение величины спроса, при каждой из возможных цен, независимо от изменения самих цен. Графически изменения таких факторов выражается сдвигом кривой спроса вправо и вверх или влево и вниз.

Все факторы спроса действуют одновременно, по этому реальные изменения в положении кривой спроса определяются результирующим воздействием суммы всех факторов.

Предложение обычно определяют как функцию, описывающую множество парных значений цены и количества предлагаемой продукции, которое продавцы готовы и могут произвести и предложить в продажи на рынке за определенный период времени. Зависимость между ценой и величиной предложения прямая или положительная. Эта зависимость называется законом предложения. Как и спрос, предложение выражается тремя способами: в виде шкалы, графической или алгебраической формах. На графике кривая предложения выглядит восходящей кривой линией. Как и спрос, предложение подвержено действию неценовых факторов или детерминант. Чаще всего выделяют следующие группы неценовых факторов предложения:

1. Цены на ресурсы.

2. Изменение в технологии производства.

3. Налоги на предпринимательство и дотации или субсидии производителям.

4. Число продавцов на рынке.

5. Цены на другие товары, которые могут производиться с использованием тех же ресурсов.

6. Ожидание продавцов.

Действие неценовых факторов вызывает смещение кривой предложения вправо и вниз или влево и вверх.

На рынке продавцы и покупатели непрерывно взаимодействуют друг с другом, добиваясь согласования цен покупки-продажи. Когда они достигают согласия относительно реализации товара, на рынке складывается ситуация равновесия. Графически это выражается точкой пересечения кривых спроса и предложения. Проекции этой точки на координатные оси показывают равновесное значение цены и спроса. Реальная рыночная цена далеко не всегда соответствует цене равновесия. Если рыночная цена выше равновесного уровня, то на рынке возникает избыток предложения, а если ниже недостаток товаров.

(3)

В зависимости от числа продавцов и покупателей характеристик реализуемого товара и барьера для входа и выхода с рынка различают следующие типовые модели рыночных структур:

1. Совершенная или чистая конкуренция. Она характеризуется следующими признаками:

· реализующий товар является стандартизированным

· на рынке действует большое число продавцов и покупателей

· отсутствуют барьеры для входа или выхода с этого рынка

· продавцы вынуждены приспосабливаться к сложившейся на рынке цене.

2. Признаки чистой монополии:

· не имеет близких заменителей

· весь объем рыночного предложения обеспечивает один единственный продавец

· существуют барьеры, препятствующие появлению в отрасли конкурентов

· фирма-монополист диктует уровень рыночной цены, поскольку непосредственно определяет величину рыночного предложения в отрасли

3. Монополистическая конкуренция:

· продукт в таких отраслях дифференцирован (он может различаться качественными характеристиками, торговой маркой и т.д.)

· сравнительно большое число продавцов в отрасли, что препятствует им достигать соглашений о разделе рынков сбыта

· отсутствие барьеров для входа и выхода из отрасли

· ограниченный контроль продавца над ценой реализации товара, что объясняется приверженностью покупателей к товарам, выпускаемым определенной фирмы

4 Олигополия. На таких рынках основной объем продаж обеспечивает несколько крупнейших фирм (от 3 до 7 фирм). Существует как выраженная, так и расплывчатая олигополия. в первом случае весь объем продаж обеспечивает несколько крупнейших фирм. во втором случае наряду с ними существует конкурентное окружение в виде нескольких десятков мелких фирм.

Признаки олигополии:

· продукт может быть как стандартизированным, так и дифференцированным

· отсутствие барьера для входа и выхода из отрасли

· взаимозависимость фирм в области ценообразования, что вынуждает их согласовывать свою ценовую политику

5. Монопсония. (один единственный покупатель). Для таких отраслей характерно присутствие на рынке единственного покупателя, который навязывает условия реализации товара продавцам.

6. Олигопсония. Для нее характерно наличие нескольких покупателей. Чаще всего эти несколько покупателей согласовывают свое рыночное поведение, поэтому в отношении с продавцами олигопсония ведет себя так же, как и монопсония.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ И ПРЕДЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ.

1) полезность как основа потребительского выбора. Закон убывающей предельной полезности

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *