МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Развитие характера

Характер в младшем школьном возрасте только складывается. Характерологические проявления у младших школьников могут отличаться противоречивостью и неустойчивостью.

Отличительной особенностью характера младшего школьника является импульсивность – склонность незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, по случайным поводам, не подумав и не взвесив всех обстоятельств. Причиной этого явления является слабость волевой регуляции поведения, потребность в активной внешней разрядке. Поэтому далеко не все случаи нарушения младшими школьниками правил внутреннего распорядка следует объяснять недисциплинированностью.

Распространенные в младшем школьном возрасте недостатки характера – капризность, упрямство – объясняются недостатками семейного воспитания. Ребенок привык к тому, что все его требования и желания удовлетворялись. Капризность и упрямство являются своеобразной формой протеста ребенка.

К возрастным особенностям характера младшего школьника относятся также и положительные черты, такие как любознательность, отзывчивость, непосредственность, доверчивость, открытость, послушание, исполнительность. Важной возрастной особенностью является подражательность – младшие школьники стараются подражать взрослым, некоторым взрослым, героям любимых фильмов и книг. Иногда перенимаются не только положительные черты. Если первокласснику понравилось, как старший ученик ловко играет в волейбол, то копирует все: развинченная походка, грубые выражения, вульгарные манеры и т.д.

МОТИВАЦИОННО – ПОТРЕБНОСТНАЯ СФЕРА

Потребности и мотивы в младшем школьном возрасте. Линии развития потребностно-мотивационной сферы

Потребности и мотивы в младшем школьном возрасте.

В личности человека выделяют несколько сфер: потребностно-мотивационную, познавательную, эмоционально-волевую. Потребностно-мотивационная сфера составляет ядро личности. Трудности в развитии личности, как правило, тесно связаны с особенностями этой сферы: либо с ее недостаточным развитием, либо с перестройкой (особенно возрастной), либо с деформацией.

Потребность – это объективная нужда человека в определенных условиях, обеспечивающих его жизнь и развитие. В потребностях отражается зависимость личности от конкретных условиях ее существования. Изучение индивидуальных особенностей ребенка следует начинать с выяснения наличествующих у него потребностей. Опора на нормально развитые потребности ребенка – совершенно обязательное условие устранения отклонений в его поведении, преодоление трудностей возрастного развития. Напротив, отсутствие у ребенка определенной потребности подчас делает совершенно безрезультатным определенные педагогические воздействия. Так, укорять ребенка в том, что у него нет желания учиться бесполезно в том случае, если у него не сформирована потребность в учебе и труде. Надо прежде помочь такому учащемуся сформировать у себя эти потребности, а уже потом опираться на них в процессе воспитания.

Широко известно высказывание А.С. Макаренко о большой важности формирования потребностей для процесса воспитания детей.

Потребность по мере осознания и решения к их удовлетворению превращается в мотивы.

Мотивы – это побуждение к деятельности, это опредмеченная потребность.

Проблеме мотивов учебной деятельности у учащихся уделяли внимание многие психологи и педагоги. Это Л.И. Божович, Б.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Ш.А. Амонашвили и другие новаторы педагогического процесса.

Поскольку в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является учебная, следовательно и мотивы, побуждающие ее, должны иметь существенное значение для детей в этот период психического развития.

В результате исследований было установлено, что учебная деятельность школьников побуждается целой системой разнообразных мотивов.

Для детей разного возраста и для каждого ребенка не все мотивы имеют одинаковую побудительную силу. Одни из них являются основными, ведущими, другие – второстепенными, побочными, не имеющими самостоятельного значения. Последние всегда так или иначе подчинены ведущим мотивам. В одних случаях таким ведущим мотивом может оказаться стремление завоевать место отличника в классе, в других случаях – услышать похвалу учителя, в третьих – интерес к самим знаниям.

Л.И. Божович подразделяла все мотивы на две большие категории:

1. Познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми знаниями, умениями и навыками, т.е. они связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения или результатом;

2. Мотивы, связанные с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений. Они отражают более широкие взаимоотношения ребенка с окружающей средой.

Исследования обнаружили, что обе эти категории мотивов необходимы для успешного осуществления не только учебной, но и любой другой деятельности.

И та, и другая категория мотивов характеризуется специфическими особенностями на разных этапах развития ребенка.

Анализ особенностей мотивации учения у школьников разных возрастов обнаружил закономерный ход изменений мотивов учения с возрастом и условия, способствующие этому изменению.

У детей, поступающих в школу широкие социальные мотивы выражают возникшую в старшем школьном возрасте потребность занять новое положение среди окружающих, а именно положение школьника, и стремление выполнять связанную с этим положением серьезную, общественно-значимую деятельность.

Вместе с тем у детей, поступающих в школу, имеется и определенный уровень развития познавательных интересов. Первое время и те, и другие мотивы обеспечивают добросовестное, ответственное отношение учащихся к учению в школе. В 1 и 2 классе такое отношение усиливается и развивается.

Однако постепенно это положительное отношение маленьких школьников к учению начинает утрачиваться. Переломным моментом, как правило, является 3 класс. Здесь уже многие дети начинают тяготиться школьными обязанностями, их старательность уменьшается, авторитет учителя заметно падает. Существенной причиной этих изменений указывает Л.И. Божович, является прежде всего то, что к 3-4 классам их потребность в позиции школьника является уже удовлетворенной и позиция школьника теряет для них свою эмоциональную привлекательность. В связи с этим и учитель также начинает занимать в жизни детей иное место. Он перестает быть центральной фигурой в классе, способной определять и поведение детей, и их взаимоотношения. Постепенно у школьника возникает собственная сфера жизни, независимая от того, как на это или иное смотрит учитель. На этом этапе развития уже не только мнение учителя, но и отношение детского коллектива обеспечивает переживание ребенком состояния большего или меньшего эмоционального благополучия.

Наибольшее значение в этом возрасте имеют социальные мотивы, которые в известной мере определяют интерес школьников к самой учебной деятельности. В первые 2-3 года учения в школе детям интересно делать все, что предлагает учитель, все что имеет характер серьезной общественно-значимой деятельности.

В сфере познавательных мотивов также можно проследить специфику их развития на разных этапах возрастного развития школьников. У детей младшего школьного возраста интересы еще достаточно неустойчивы. Для них характерна известная ситуативность: дети с интересом могут слушать рассказ учителя, но этот интерес исчезает вместе с его окончанием. Такого рода интересы можно охарактеризовать как эпизодические.

Как же формировать у учащихся недостающие им потребности и связанные с ними мотивы?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *