методичка бо

Содержание

Введение.

Стратегия модернизации российского школьного образования.

Примерное положение о системе оценивания достижений учащихся по физической культуре.

Критерии оценки по физической культуре.

Тематическое планирование по лёгкой атлетике для 5-9 классов.

Рабочая тетрадь.

Методика создания аттестационных измерительных материалов.

Методология и технология педагогических исследований.

Заключение.

Введение

вовал выдвинутым к образованию требованиям.

Стратегия модернизации российского школьного образования

являющаяся главной целью планируемых изменений в ней.

го образования, соответственно по-новому сформулировать и планируемые результаты образования.

Важными целями образования должны стать:

зации;

пользовать возможности правовой системы государства);

готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;

кать и находить содержательные компромиссы.

в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах.

сти выбора у ученика и формирование обобщенных способностей выбора.

для ученика. Таким образом, рост вариативности образовательной системы должен стать одним из основных направлений модернизации школы.

Укрепление вариативного и личностного аспектов образования не на словах, а на деле требует также значительных перемен в методах и формах организации обучения. В Стратегии модернизации образования, в частности, подчеркивается необходимость:

новую теорию и методику обучения в начальной школе;

профильному обучению в старших классах школы;

ся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности, опыт самоорганизации и становление структур ценностных ориентаций.

ка.

Базовое определение содержания образования.

представляет собой педагогически адаптированный социальный опыт человечества тождественный по структуре (но не по объему) человеческой культуре во всей ее структурной полноте. Оно состоит из четырех основных структурных элементов:

зультатов – знаний;

ния действовать по образцу;

тивные решения в проблемных ситуациях;

.

.

. Это, в свою очередь, крайне трудно, но необходимо сопрячь с другой стороной проблемы контроля качества: требованием объективации процедур оценки учебных достижений учащихся.

тентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата» («стандарт на выходе»); в третьих, ключевая компетентность обладает интегративной природой, ибо она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности (информационной, правовой и проч.).

тации к традициям и потребностям России.

вополагающей задачи качественной модернизации общего образования и для создания соответствующих образовательных стандартов нового поколения.

тый, высокий).

Ключевые компетентности

Проблема отбора базовых (ключевых, универсальных, переносимых) компетентностей является одной из центральных для обновления содержания образования.

Все ключевые компетентности имеют следующие характерные признаки:

ных сложных задач в различных ситуациях.

мье, в политической сфере и др.

ственной позиции, самооценки, критического мышления и др.

тические, коммуникативные и др.), «ноу-хау», а также здравый смысл.

вия:

действовать автономно и рефлексивно;

использовать различные средства интерактивно;

входить в социально-гетерогенные группы и функционировать в них.

В структуре ключевых компетентностей, предполагается, должны быть представлены:

сти, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;

полнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);

вых взаимоотношений, навыки самоорганизации);

ровья, семейного бытия и проч.);

ховно обогащающих личность).

вания (ориентация на понимание научной картины мира, на духовность, на социальную активность).

лы и технологии на основе компетентностного подхода. При этом опираться на междисциплинарный и межпредметный подход в определении ключевых компетентностей.

Концепции и программы по физической культуре

 

ва, формирование социальной мобильности и адаптации).

формировать субъекта (в нашем случае – физкультурной) деятельности.

творческой, инициативной.

 

лектуальную одарённость в определённом, предметно-специфическом виде интеллектуальной деятельности.

).

, 1981; 1984).

интеллектуальной деятельности.

Иными словами, интеллектуальная одарённость экспертов проявляется в виде «компетентности», которая, в свою очередь, оказывается следствием особого типа организации предметно-специфических знаний.

ной мере осознанно и которая требует от неё значительных волевых усилий, напряжения сил и затрат времени, связанных с совершенствованием своих индивидуальных возможностей.

 

енного опыта для решения проблем.

торому он может полностью себя реализовать.

Примерное положение о системе оценивания учебных достижений на уроках физической культуры

 

 

ве рекомендаций А.Б. Воронцова).

 

1. Общие положения

 

нию.

ентирует его на успех.

чественный результат процесса обучения, который включает не только уровень усвоения учеником знаний по предметам, но и уровень его развития.

1.3. Основными принципами системы оценивания являются:

Гуманизм

Признание права выбора критериев оценки и самооценки за педагогом и школьником. Отказ от травмирующих психику ребёнка форм оценок.

Критериальность

ными и предельно чёткими.

ния).

Самооценка (взаимооценка) ученика предшествует оценке учителя, для воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух оценок – учащихся и учителя.

.

Контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение.

Доступности

Форма оценки должна быть понятной ученику и родителю.

Основными видами контроля являются:

позволяющий определить уровень готовности учащихся к освоению двигательных действий и уровень остаточных знаний учащихся за предыдущий год обучения;

ся, за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения учебных операций и развитием учащихся;

определяющий качество усвоения той или иной темы и динамику продвижения в развитии учащихся;

вень развития школьника.

Основной функцией контроля и самоконтроля является определение учеником границ своего знания-незнания и осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности.

 

2. Контроль и самоконтроль развития учащихся

 

2.1. Основными показателями развития учащихся являются:

ки);

Степень сформированности умения ставить цель и планировать свою деятельность;

им и чужим действиям;

Уровень развития познавательного интереса.

ностей и индивидуальных успехов учащихся.

2.3. Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом на основе: наблюдения, анкетирования, тестирования, изучение продуктов деятельности учащихся, итоговых, проверочных работ, проводимых в течение учебного года.

 

3. Контроль и самоконтроль усвоения знаний, умений и навыков (ЗУН) учащихся

 

лины школьником и не допускает сравнения его с другими детьми.

3.2. Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются формы контроля и самоконтроля:

— стартовые работы;

— текущие проверочные работы;

— тестовые диагностические работы;

— тематические проверочные работы;

— итоговые контрольные работы;

од.

тельных навыков и умений (актуальные знания и умения), необходимый для продолжения обучения, а также наметить «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организовать коррекционную работу в зоне актуальных знаний.

гательного действия).

нения для отработки отдельных элементов целостного действия).

вень усвоения знаний о нём).

щихся. Работа может проводиться в несколько этапов.

зентаций выставок, соревнований, круглого стола и др.

3.3. Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются формы учёта результатов контроля и самоконтроля.

Лист индивидуальных достижений школьника;

Лист «рубежного» контроля;

ся);

«портфель» (дневник) учебных достижений ученика.

вых, проверочных, итоговой работ.

зультаты тематических, тестовых, проверочных, итоговой работы.

щихся) учитель фиксирует все проводимые работы. Отдельно выделяются страницы для фиксирования результатов работ по «ключевым» (трудным) темам. Классный журнал является главным документом учителя.

та динамики развития ученика, который публично их предъявляет в конце года.

бот.

3.3.6. Рабочая тетрадь для тренировочных работ.

 

4.Ведение документации

 

4.1. Обязанности учителя:

на год.

ном.

ник выполняет требования государственного образовательного стандарта (базовой части учебной программы); «не зачтено» – ученик не выполняет требования государственного образовательного стандарта (базовой части учебной программы);

4.1.4. Записывает в нижней части «столбца» результатов работы тему, которой была посвящена работа.

нию.

ции работы (не реже двух раз в год) по следующим показателям:

новным темам (по результатам работ);

количество учащихся, способных применять сформированные умения и навыки в нестандартных ситуациях (по результатам проверочных работ);

уровень сформированности учебной деятельности учащихся (в сравнении с предыдущим полугодием);

никших трудностей (на основании ЛИД, классного журнала);

выводы о причинах возникающих проблем и предложения по их преодолению.

используя следующие измерители:

 

«2»

 

ния учащимся требований государственного образовательного стандарта.

 

4.2. Обязанности учащихся:

метам.

дому из учебных предметов в «Тетради (альбоме) для стартовых и итоговых работ».

4.2.3. Ведут рабочую тетрадь для тренировочных работ, предъявляя её учителю для проверки (по желанию).

 

4.3. Обязанности администрации школы:

4.3.1. Создаёт целостную картину эффективности обучения в школе, используя материалы контроля и самоконтроля, предоставляемые учителями и учащимися.

кументации.

 

5. Технология оценивания проверочных и контрольных работ

 

там оцениваются следующим образом:

вершает ребёнок, выполняя одно задание);

5.1.2. Подсчитывается сумма баллов, набранных учащимися за каждое задание;

ное количество баллов – 100 %, а минимальное — 0 %);

5.1.4. Полученные результаты заносятся в соответствующие документы (см. п. 4).

5.2 Критерии определения уровня овладения основными знаниями, умениями и навыками:

— зачтено – высокий уровень усвоения (85-100 %);

— зачтено – средний уровень (65-84 %);

— зачтено – уровень ниже среднего (40-64 %);

— не зачтено – низкий уровень (меньше 40 %).

5.3. Количественная характеристика знаний, умений, навыков даётся только по итогам учебного года на основе итоговой проверочной работы по предмету.

ния) результатов обучения за год.

 

6. Права и обязанности субъектов контрольно-оценочной деятельности

 

6.1. Взаимоотношения субъектов контрольно-оценочной деятельности строится на основе сотрудничества.

6.2. Каждый из участников такого сотрудничества имеет право, прежде всего, на самооценку своей деятельности, на своё особое аргументированное мнение по поводу оценки одного субъекта деятельности другим.

6.3. Права и обязанности учащихся.

6.3.1. Учащиеся имеют право:

— предъявлять на оценку свою работу учителю;

— на собственную оценку своих достижений и трудностей;

даний;

— на оценку своего творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни, так же как и на оценку навыковой стороны обучения;

— на апробацию результатов своей деятельности;

— на ошибку и время на её ликвидацию;

— обратиться к администрации школы с целью защиты своих прав;

— вносить предложения по изменению содержания отдельных пунктов в период апробации Положения.

6.3.2. Учащиеся обязаны:

— по возможности проявлять оценочную самостоятельность в учебной работе;

— овладеть способами оценивания, принятыми в школе;

— вести документацию (п.4);

— соблюдать данное положение

6.4. Права и обязанности учителя.

6.4.1. Учитель имеет право:

— иметь своё оценочное суждение по поводу работы учащихся;

танных критериев оценки данной работы.

щихся должна предшествовать оценке учителя);

мих;

— вносить предложения по изменению содержания отдельных пунктов в период апробации Положения.

6.4.2. Учитель обязан:

— вести документацию (п.4);

— оказывать помощь в ведении документации учениками;

— работать над формированием самоконтроля и самооценки учащихся;

— доводить до сведения родителей достижения и неуспехи их детей;

— соблюдать данное Положение.

 

6.5. Права и обязанности родителей.

6.5.1. Родитель имеет право:

   знать данное Положение;

хах своего ребёнка;

ностей и путей их преодоления у своего ребёнка;

тей;

— перевести ребёнка в другую школу, если его не устраивают отдельные пункты данного документа;

— вносить предложения по изменению содержания отдельных пунктов в период апробации Положения.

6.5.2. Родитель обязан:

— соблюдать данное положение;

ка, связанных с самоконтролем в домашних условиях;

ности в школе.

 

6.6. Права и обязанности администрации школы.

6.6.1. Администрация имеет право:

— назначить административное разбирательство по фактам нарушения данного Положения;

— проводить разъяснительную работу со всеми субъектами контрольно-оценочной деятельности по поводу данного Положения;

жения;

— контролировать процесс ведения документации (см. п.4).

6.6.2. Администрация обязана:

— соблюдать данное Положение;

— осуществлять контроль за соблюдением данного Положения всеми субъектами;

цией данного Положения.

 

7. Ответственность субъектов

 

сти (умение учиться) у младших школьников.

тивного разбирательства и общественного порицания.

 

3. Критерии оценки достижений учащихся по физической культуре

 

ся учителем.

лостном действии выполняется неправильно.

Анализ собственной двигательной подготовленности (темпы прироста, или снижения, результатов; причины, предложения).

ленности и физическом развитии (или 3 и 4 в одном?).

Защита проекта (например, как бегать быстрее, прыгать выше и т.д.).

ствия.

 

Посещение (освобождённые ученики обязательно присутствуют на уроке и принимают в нём участие: ведение хронометража, оценка действий учащихся и т.д.);

техника выполнения двигательного действия;

выполнение заявленного результата (бег);

динамика роста результатов,

оценка учеником техники двигательных действий других учеников;

самооценка двигательного действия;

бег в заданном темпе;

анализ выполненной работы на уроке (в форме домашнего задания) (например, анализ ЧСС в покое, после медленной ходьбы, после быстрой ходьбы, после бега, после урока);

участие в спортивных мероприятиях;

посещение секций;

работа для освобождённых учеников;

отработка пропущенных занятий;

выполнение домашнего задания.

саморегуляция состояний в старших классах;

теория;

туры учащихся;

домашнее задание;

дневник самоконтроля;

ность (индекс Руффье);

организаторские умения;

написание инструкций для выполнения упражнений

дет 53 часа).

ники выполнения действия ученика учителем.

Алгоритм по формированию самооценки двигательного действия нам представляется следующим.

Начальная школа:

ным наклоном вперёд и назад и т.д.).

лец вверх – правильно, вниз – неправильно).

вольное выполнение упражнения.

бирается правильный вариант. Если ученики затрудняются, то правильный вариант предлагается учителем.

Отработка правильного выполнения элемента. Подбор упражнений для отработки.

даёт новое – видит дальше других.

 

Основная школа.

се найдутся ученики, которые выполняют упражнения по-разному. Бегают, например. Можно попросить пробежать двух таких учеников.

Нахождение элемента, который выполняется по-разному. Один ставит стопу с пятки, другой – с передней части стопы. Как правило, такие различия замечаются, хотя, бывает, и не сразу.

Выполнение элемента разными способами. Пробуют все ученики.

го можно приступать к проверке такого способа выявления эффективности элемента бега (оговорив, что в обоих случаях нужно бежать на максимально возможный результат).

Принятие его в качестве критерия оценки. После того, как выявили эффективность какого-либо элемента, он принимается как один из критериев оценки техники и ему придаётся определённый «вес» (или «стоимость» в баллах).

Выявляются все элементы техники, от которых зависит скорость бега. Например, мы выявляли девять таких критериев (постановка стопы на опору, прямолинейность бега, наклон туловища, работа рук, отталкивание, вынос бедра маховой ноги, горизонтальное положение плеч, положение головы и частота).

кретном случае этот элемент). Учениками производится оценка техники бега других учеников.

ективности оценки. Как критерий принимается расхождение в оценке между учителем и учеником (самооценка и оценка учителя совпадают – зачтено, не совпадает – не зачтено).

шения результата в спринтерском беге.

 

Полная школа.

Совершенствование.

сокий уровень осознания и управления движениями. Этот способ даёт к тому же возможность на равных работать и сильным и очень сильным ученикам со всем классом.

ник.

тановление абсолютного рекорда (у нас есть уже два случая, когда ученики пробегали дистанцию 3000м секунда в секунду).

лучи балл дополнительно.

машнего задания. Например, анализ ЧСС в покое, после медленной ходьбы, после быстрой ходьбы, после бега, после урока.

мости от ранга соревнований (первенство школы, района, города и т.д.).

Посещение секций.

работа для освобождённых учеников;

отработка пропущенных занятий;

выполнение домашнего задания.

саморегуляция состояний в старших классах;

теория;

рефераты и исследовательская работа для освобождённых от физкультуры учащихся;

домашнее задание;

дневник самоконтроля;

собность (индекс Руффье);

организаторские умения;

написание инструкций для выполнения упражнений

 

зической культуры (экспериментальная проверка)

 

мированию самооценки двигательного действия (на примере волейбола).

Данный материал (очень в кратком виде) представляется ещё и как пример проведения исследовательской работы.

 

работы: формирование самооценки двигательного действия на уроках волейбола.

ной.

бола.

– учебная деятельность школьников.

– формирование самооценки двигательных действий школьников на уроках волейбола.

тельно на мотивах занятий физической культурой.

следования).

вания заключается в получении новых данных по формирования самооценки двигательного действия.

ском обобщении полученных результатов и внедрении их в практику.

зволяют сформулировать ряд психолого-педагогических рекомендаций для учителей физической культуры, тренеров юных спортсменов.

.

туре и спорте.

вательной школы.

Вывить влияние уроков, направленных на формирование самооценки двигательного действия учащихся на мотивы занятий физической культурой.

Для проведения исследования были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы, беседа, интервью, анкетирование, контрольные испытания, педагогический эксперимент, математико-статистические методы.

Анализ литературы.

сти.

ра).

.

Для того чтобы функционально осмыслить категорию деятельности, представляется её компонентная структура.

включает в себя шесть компонентов:

1. Цель 2. Мотив 3. Действие

4. Средство 5. Результат 6. Оценка

Если отсутствует хотя бы один из указанных компонентов, это явление нельзя назвать деятельностью (Леонтьев, 1981; Г.К. Селевко, 1998).

.

деляют действие как проявление импульсивной энергии.

Учитель на уроке сам ставит цель, организует действия детей, при этом цель и мотивы часто остаются неосознанными школьниками, все обучаемые в общий процесс не включаются.

мированием навыка, а не с процессом развития.

ном на принципиально иных научно-методических основах.

честв, умений, свойственных субъекту деятельности.

(это может быть вторая глава работы) описывается организация и характеризуются методы исследования.

тья).

Результаты и анализ полученных результатов.

ников оценивать правильность выполнения элементов волейбола. Для этого необходимо было выделить в целостном действии отдельные элементы и найти в них точки контроля (последовательность педагогических действий над формированием самооценки школьников описана выше: см. «алгоритм формирования самооценки двигательного действия»).

В итоге получились следующие данные (таблица 1).

Таблица 1

 

Среднее количество ошибок при выполнении самооценки элементов техники игры в волейбол в экспериментальной и контрольной группах

 

X

G

m

X

G

редача

0,62

0,62

0,07

1,06

0,64

0,08

4,0

редача

0,49

0,62

0,07

1,0

0,64

0,08

4,64

Нападающий удар

0,55

0,62

0,07

0,9

0,86

0,11

2,69

дача

0,54

0,83

0,1

0,87

0,64

0,08

2,54

редача

0,68

0,62

0,07

0,89

0,64

0,08

1,91

<0,03

 

, С.А. Айвазяна, Ю.Н. Тюрина. – М.: Финансы и статистика, 1990. – С. 493-500).

 

ментальной группы сделали меньше ошибок при оценивании своей техники элементов волейбола, чем ученики контрольной группы.

Выводы:

хождение отличий и сходств в выполнении элементов целостного действия, постановка учащегося в положение оценивающего другого, а потом и себя, приводит к формированию самооценки.

> 0,00001).

 

Технология оценки по физической культуре

 

1. Все виды проверочных и контрольных работ по учебному предмету оцениваются следующим образом:

вершает ребёнок, выполняя одно задание).

ствия. Спринтерский бег мы оценили в девять баллов, прыжок в длину – в семь (всего 16 баллов).

Если Вы включаете в критерии показанные результаты, то это может быть: высокий результат 3 балла, средний – 2, ниже среднего – 1, низкий – 0 баллов (а может быть: 6 баллов, 4, 2. и 1 балл соответственно, в зависимости от того, какое значение в школе придаётся выполнению нормативов).

В беге, допустим, ученик сделал 2 ошибки, в прыжке в длину – три. Пробежал короткую дистанцию, показав результат ниже среднего, а прыгнул в длину, показав средний результат.

1.2. Подсчитывается сумма баллов, набранных учащимися за каждое задание.

лов.

1.3. Осуществляется перевод суммы баллов в проценты (максимальное количество баллов – 100 %, а минимальное — 0 %).

Всего баллов (максимальное количество) 22. Выполнил на 14 баллов. В процентах это будет составлять 63,6%.

1.4. Полученные результаты заносятся в соответствующие документы (см. п. 4).

1.5 Критерии определения уровня овладения основными знаниями, умениями и навыками:

— зачтено – высокий уровень усвоения (85-100 %);

— зачтено – средний уровень (65-84 %);

— зачтено – уровень ниже среднего (40-64 %);

не зачтено – низкий уровень (меньше 40 %).

Таким образом, наш предполагаемый ученик получает зачёт (уровень ниже среднего).

1.6. Количественная характеристика знаний, умений, навыков даётся только по итогам учебного года на основе итоговой проверочной работы по предмету.

ния) результатов обучения за год.

4. Тематическое планирование по лёгкой атлетике

ческую культуру, используя для этого средства лёгкой атлетики, спортивных игр и т.д. А в перспективе нужно логично выстроить учебные задачи именно предмета «физическая культура» по годам обучения.

 

Примерное тематическое планирование по лёгкой атлетике для 5-9 классов

5 лет = 80 часов

 

Цель: формирование учебной компетенции.

Задачи: умения ставить цель, мотивация, находить средства для достижения цели, контролировать правильность выполнения действий, ставить оценку, рефлексировать выполнение замысла.

1) Как воздействуют физические упражнения на организм человека?

2) Какие виды ходьбы существуют?

Физические упражнения увеличивают ЧСС, частоту дыхания.

 

 

Определить ЧСС в покое, после нагрузки сразу и после отдыха, то же – ЧД, АД (если возможно)

1)Как воздействуют разные физические упражнения на организм человека

Разные физические упражнения вызывают разные сдвиги в организме

Определить ЧСС в покое, после нагрузки, то же – ЧД, АД

 

 

любые передвижения в разном темпе

 

 

 

1)Какие упражнения вызывают наибольшие сдвиги в организме?

 

 

 

2) Как определить критерии правильной техники?

 

 

 

 

 

 

 

Наибольшие сдвиги в организме вызывают упражнения, в которых задействованы большие группы мышц

Элементы, определяющие эффективность передвижения, становятся критериями правильности выполнения целостного действия

 

Определить ЧСС после разных упражнений

 

 

 

 

 

 

Оценка техники, самооценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

движения пальцем, рукой, руками, туловищем, ногами

 

 

 

 

низкий старт, бег по дистанции, ходьба — на технику (оценка)

 

 

 

 

 

 

 

 

1)Как одинаковые упражнения влияют на разных людей?

 

 

 

1)Почему люди по-разному реагируют на нагрузку?

 

 

 

 

 

2)как определить критерии оценки техники прыжка в высоту способом «перешагивание»?

3) как определить критерии оценки техники метания мяча в цель, на дальность?

Сдвиги в ЧСС и в ЧД обусловлены физической подготовленностью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пробегание 4-х спортзалов с фиксацией времени и ЧСС, сравнение ЧСС лучшего по времени и худшего

4/30

 

 

 

 

 

 

 

 

1)Как определить физическую подготовленность человека (работоспособность)?

 

 

 

ЧСС в покое, ЧСС после нагрузки, ЧСС после отдыха. Низкие показатели будут соответствовать лучшей работоспособности

Сравнить свою физическую работоспособность с другим (другими) или с нормой (со средними данными для возраста)

Домашняя или контрольная работа (домашняя контрольная работа)

 

 

 

1)Какой сдвиг (ответная реакция организма) должен произойти во время оздоровительного занятия

2) диагностика прыжка в высоту, метание мяча

Как определить эффективность низкого старта?

 

 

 

 

 

 

 

с хода. Если она больше, то имеются погрешности в выбегании с низкого старта

Письменный анализ результатов бега с низкого старта и с хода.

 

 

 

 

с низкого старта и с хода

 

 

 

 

 

 

Прогностическое оценивание (какое время покажу на дистанции 1000м и 2000м ?).

2/80

 

полнения элементов упражнения. 5. Иметь чёткое представление о нагрузке, её характеристиках, как она воздействует на организм и как её использовать в зависимости от своего психофизиологического состояния.

 

Зачётные требования:

Посетить не менее 80 % учебных занятий (44 часа).

Анализ результатов бега на отрезках: 30 и 60м с места и с хода.

Оценка техники изученных видов лёгкой атлетики.

Самооценка техники видов лёгкой атлетики.

ты, прыжок в длину способом «согнув ноги» на результат.

ленный результат (юноши не медленнее 10-ти минут, девушки – 11-ти минут).

Классификация видов бега, прыжков, метаний гранаты.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Умение подобрать нагрузку для достижения собственных целей (для досуга, здоровья, достижения спортивных результатов, красоты тела и т.д.).

 

5. Рабочая тетрадь

 

ской культуре. Что за учебный предмет, по которому и тетрадей-то нет? Она нужна для фиксации данных, полученных в процессе изучения предмета для дальнейшего их анализа и использования для создания проектов.

мендаций.

Пульс в начале урока.

Пульс после ходьбы.

Пульс после быстрой ходьбы.

Пульс после бега.

Пульс после быстрого бега.

Пульс в конце урока.

ка».

хой способ пополнения знаний о предмете рассуждения.

1-й вариант.

: постановка стопы на опору.

2. Правильное выполнение элемента: 1) загребающим движением под себя, на переднюю часть стопы. 2) стопы ставятся ближе к средней линии. 3) стопы ставятся прямо по направлению бега (без разведения носков в стороны).

.

обеспечивает быстрое отталкивание;

уменьшает боковые колебания;

талкивании.

4. Упражнения для отработки.

Упражнения, сходные по внешним характеристикам движения:

ходьба на носках;

медленный бег на носках;

роллинг с постановкой ноги на опору с передней части стопы;

скачки на одной ноге, ставя ногу с передней части стопы;

прыжки на двух на носках;

прыжки с ноги на ногу с постановкой стопы на опору с передней части;

бег с высоким подниманием бедра;

семенящий бег;

«полуколесо».

(Слабые мышцы могут не обеспечить правильную работу стопы. В этом случае необходимо выполнение упражнений, направленных на развитие силы мышц стопы).

2-й вариант.

Работу можно организовать в виде заполнения таблицы. Возможно представить ученикам выбор в представлении учебного материала.

 

 

Элементы двигательного действия

Правильное выполнение.

Метафора

Почему?

Упражнения для отработки

1. Постановка стопы на опору

1. Загребающим движением под себя, на переднюю часть стопы.

2. стопы ставятся ближе к средней линии.

3.стопы ставятся прямо (без разведения носков в стороны).

Обеспечивает быстрое отталкивание

 

 

 

Уменьшает боковые колебания.

 

 

Позволяет значительно лучше использовать стопу как рычаг при отталкивании.

1)ходьба на носках;

2)медленный бег на носках;

3) роллинг с постановкой ноги на опору с передней части стопы;

4)скачки на одной ноге, ставя ногу с передней части стопы

Очень быстрый

1.Как ставится стопа на опору в спринтерском беге?

а) с пятки;

б) с передней части стопы

в) с внешней части стопы;

г) с внутренней части стопы;

д) на всю стопу.

2.Почему при постановке стопы на опору с передней части стопы обеспечивается быстрое отталкивание от опоры?

а) отсутствуют тормозящие силы;

б) тормозящие силы сведены к минимуму;

3. Подобрать не менее 10 упражнений для отработки постановки стопы на опору.

4. Какие мышцы участвуют в работе при постановке стопы на опору?

2. Отталкивание

Разгибание опорной ноги в коленном и голеностопном суставах (подошвенное сгибание)

Позволяет развить наибольшую силу (увеличивает длину шага)

Все виды прыжков с акцентом на полное выпрямление опорной ноги

Быстрый.

4. Какие мышцы участвуют в отталкивании при спринтерском беге?

а) передней поверхности бедра;

б) задней поверхности бедра;

в) сгибатели голени;

г) разгибатели голени;

3. Вынос бедра маховой ноги

До параллели с опорой

Обеспечивает оптимальную длину шага

с набивным мячом и штангой, ходьба и бег с высоким подниманием бедра, бег в упоре у стены

1. Как правильно выносится бедро маховой ноги в спринтерском беге?

2. Почему ?

а) способствует высокой частоте движений;

б) способствует увеличению длины шага;

в) оба правильны;

г) оба неправильны.

4.Прямолинейность бега

Стопы ставятся на одну линию

Обеспечивает длину шага

Ходьба, прыжки, бег в различном темпе по линии

Что обеспечивает постановка стоп на опору по одной линии?

а) высокую частоту движений ног;

б) длину шага;

5.Работа рук

Согнуты в локтевых суставах, движутся часто

Обеспечивают равновесие тела и частоту работы ног.

Ходьба, бег в различном темпе, прыжки

1.Почему при беге руки согнуты в локтевых суставах?

а) чтобы увеличить длину шага;

б) обеспечить высокую частоту работы ног;

в). для сохранения равновесия тела.

2. Правильный вынос руки вперёд осуществляется:

а) до уровня лба;

б) до уровня носа;

в) до уровня подбородка.

6.Горизонтальное положение плеч

Движутся параллельно опоре

Обеспечивают прямолинейность бега (длину шага)

Бег с вытянутыми в стороны руками («самолётик»), бег в медленном и среднем темпе с акцентированием внимания на ровном положении туловища (без раскачки)

1. Правильное положение плеч при беге:

а) раскачиваются из стороны в сторону;

б) движутся параллельно опоре;

в) оба неправильны

7.Положение туловища

Наклон как при стоянии на всей стопе вес тела перенесён на переднюю часть стопы (загружены кончики пальцев)

Обеспечивает условия для более эффективного отталкивания, выноса бедра маховой ноги и постановки стопы на опору с передней части стопы

Стойка на двух ногах с переносом тяжести тела на переднюю часть стопы, ходьба, бег в различном темпе, прыжки с продвижением вперёд

1. Правильный наклон тела при беге:

а) наклон как при стоянии на всей стопе, вес тела перенесён на переднюю часть стопы (загружены кончики пальцев);

б) наклон такой, что невозможно устоять, тянет вперёд;

в) наклон как при стоянии, вес тела ощущается пятками.

8.Положение головы

Продолжение туловища, взгляд вперёд

Обеспечивает равновесие, свободное состояние мышц туловища и шеи

Стойка у стены, касаясь её ногами, туловищем и головой, бег, глядя на выбранную на уровне глаз точку

1. Правильное положение головы при беге:

а) голова прямо, взгляд направлен вперёд;

б) голова опущена, взгляд направлен на дорожку;

9. Быстрое сведение бёдер (частота)

Высокая частота

В сочетании с длиной шага обеспечивает высокую скорость бега

Выпрыгивания в разножке с быстрым сведением-разведением бёдер, семенящий бег, бег через мячи с небольшим расстоянием между ними, бег укороченными шагами

 

 

 

6. Методика конструирования аттестационных педагогических измерительных материалов

 

Как уже отмечалось в положении о системе оценивания достижений учащихся, для отслеживания уровня усвоения знаний и умений предлагается использовать следующие формы контроля и самоконтроля:

— стартовые работы;

— текущие проверочные работы;

— тестовые диагностические работы;

— тематические проверочные работы;

— итоговые контрольные работы;

од.

ваться и для начальной диагностики (стартовые работы), и как тематические проверочные работы (например, после прохождения очередного раздела), но особую роль они могут сыграть в определении итоговых знаний и умений. Как уже было оговорено, условием аттестации ученика («зачтено») является усвоение 40 % учебного материала.

товка, спортивные игры. При тематическом контроле в качестве ДЕ могут быть приняты разделы отдельной дисциплины (например, лёгкой атлетики).

ковой трудности. Решение об освоении каждого раздела учащимся оправдано принимать при выполнении экзаменуемым некоторой части заданий из предъявленной группы заданий по разделу. В нашем случае это 40 %.

требования.

воения (иметь представление, знать, быть знакомым, владеть, понимать, уметь, иметь опыт, иметь навыки, быть способным и др.).

Для обеспечения надёжности оценки освоения дисциплины АПИМ должен состоять из 4-10 групп заданий по 3-7 заданий одинаковой трудности в каждой группе.

мер, в десятибалльной шкале) в эту шкалу.

 

Методика конструирования АПИМ

 

.

 

Например, дисциплина лёгкая атлетика:

Ходьба;

Бег;

Прыжки;

Метания;

Организация занятий по лёгкой атлетике;

Тренировка в лёгкой атлетике;

Судейство соревнований по лёгкой атлетике;

Правила соревнований по лёгкой атлетике.

 

ного заведения, сформировать структуру АПИМ по форме табл. 1.

 

Таблица 1

Структура АПИМ дисциплины «Лёгкая атлетика»

 

1

Спортивная ходьба. Техника и методика обучения

0.1. Техника спортивной ходьбы.

0.2. Методика обучения спортивной ходьбе.

2

Бег. Техника и методика обучения

2.1.Техника бега.

2.2. Методика обучения.

3.

Прыжки. Техника и методика обучения

3.1.Техника прыжков.

3.2. Методика обучения.

4

Метания. Техника и методика обучения

4.1. Техника метаний.

4.2. Методика обучения.

5

нятий по лёгкой атлетике

5.1. Урок лёгкой атлетики в школе

5.2. Планирование работы на уроке.

6

Тренировка в лёгкой атлетике

6.1. Методы обучения в лёгкой атлетике.

6.2. Методы тренировки в лёгкой атлетике.

7

Судейство соревнований по лёгкой атлетике

7.1. Судейство соревнований по бегу

7.2. судейство соревнований по прыжкам.

7.3. судейство соревнований по метаниям.

8

Правила соревнований

8.1. Правила соревнований по бегу.

8.2. Правила соревнований по прыжкам.

8.3. Правила соревнований по метаниям.

8.4.Правила соревнований по ходьбе

 

(табл.2).

 

вательность заданий устанавливается случайным образом или в принятом разработчиком порядке (табл. 2).

 

Таблица 2

 

ка

 

 

п\п

циплины ПрОП

Наименование темы задания

Критерий зачёта (сколько баллов нужно набрать по каждой ДЕ)

1

2

3

4

Спортивная ходьба

1,2

1

0.2. Методика обучения спортивной ходьбе.

9

1.3. Упражнения для отработки элементов спортивной ходьбы

Бег

1,2

2.2. Методика обучения.

2.3. Упражнения для отработки элементов бега.

Прыжки. Техника и методика обучения

1,2

3.2. Методика обучения.

3.3. Упражнения для отработки элементов прыжков

Метания. Техника и методика обучения

1,2

4.2. Методика обучения.

4.3. Упражнения для отработки элементов метания.

Организация занятий по лёгкой атлетике

1,2

школе

5.2. Планирование работы на уроке.

5.3. Учёт успеваемости.

Тренировка в лёгкой атлетике

1,2

6.2. Методы тренировки в лёгкой атлетике.

6.3. Годичный цикл подготовки легкоатлета

Судейство соревнований по лёгкой атлетике

1,6

7.2. Судейство соревнований по прыжкам.

7.3. Судейство соревнований по метаниям.

7.4. Судейство соревнований по ходьбе

Правила соревнований

1,6

8.2. Правила соревнований по прыжкам.

8.3. Правила соревнований по метаниям.

8.4. Правила соревнований по ходьбе

26

 

 

5. Разработка банка тематических заданий

чески эквивалентными, т.е. они должны позволять проверять освоение одних и тех учебных элементов на одном и том же предусмотренном ГОС уровне трудности, но отличаться параметрами.

крытой формы.

 

Банк тематических заданий по дисциплине «Лёгкая атлетика»

 

Спортивная ходьба. Техника и методика обучения.

 

   1.1. Техника спортивной ходьбы.

1.1.1.Характерные отличия спортивной ходьбы от обычной.

1.1.2.Главное отличие спортивной ходьбы от бега.

1.1.3.В спортивной ходьбе нога ставится на опору:

а) с носка,

б) с пятки,

в) с внешней стороны стопы,

г) с внутренней стороны стопы.

1.1.4.В спортивной ходьбе нога ставится на опору:

а) согнутой,

б) значительно согнутой,

в) прямой.

1.1.5.Скорость передвижения в спортивной ходьбе зависит от:

а) движения таза,

б) частоты работы рук,

в) длины и частоты шагов,

г) положения туловища и движения таза.

ных оказалось 5 вопросов, которые мы можем включать в разные тест-билеты.

тивной ходьбе»

1.2. Методика обучения.

   1.2.1.Почему нога на опору в спортивной ходьбе ставится с пятки?

а) увеличить длину шага;

б) не нарушить правила соревнований;

в) создать лучшие условия для отталкивания;

г) снизит тормозящие силы.

   1.2.2. И т.д.

тивная ходьба»

1.3. Подобрать упражнения для отработки правильных движений ног при спортивной ходьбе.

 

 

 

Оценка.

При закрытых вопросах (где даются варианты ответов), если выбран правильный ответ, ставится 1 балл, не правильный – 0 баллов.

ной. Если называются все 6 – оценка «1», 5 отличий – оценка «0,8», 4 – «0,6», 3 — оценка «0,5», 2 – 0,4, 1 – 0,2. Если не названо ни одного отличия, оценка – «0».

Критерием аттестации является освоение 40 % знаний и более (оценка «зачтено»). Менее 40 % — «не зачтено».

Например, в тест-билете по лёгкой атлетике содержится 26 вопросов. Это число принимается за 100 %. Ученик набрал в итоге 18,3 балла. Это в процентах от 26 баллов будет 70,4 % (зачтено – средний уровень).

жение плеч – всего 9 элементов, следовательно, бег оценивается в девять баллов. И оценить уже по описанному способу: 9 баллов – оценка 1, 8 – 0,9 и т.д.

Тест-билет

Лёгкая атлетика

Спортивная ходьба.

Скорость передвижения в спортивной ходьбе зависит от:

а) движения таза,

б) частоты работы рук,

в) длины и частоты шагов,

г) положения туловища и движения таза.

9. Почему нога на опору в спортивной ходьбе ставится с пятки?

а) увеличить длину шага;

б) не нарушить правила соревнований;

в) создать лучшие условия для отталкивания;

г) снизит тормозящие силы.

Бег.

2. Правильная постановка стопы на опору в беге на короткие дистанции:

а) с пятки;

б) с внешней стороны стопы,

в) с внутренней стороны стопы;

г) с передней части стопы;

д) с пятки с перекатом на носок.

ции:___________________________________________________________________________________________________________________

ге на короткие дистанции ____________________________________________________________________________________________________________________________

Прыжки.

3. От чего зависит результат в прыжках в длину с разбега?

а) от разбега и полёта;

б) от разбега и быстрого отталкивания;

в) от скорости вылета и угла вылета;

г) от угла вылета и движений в полёте.

18. Контрольные точки для определения правильности прыжка в высоту с разбега ____________________________________________________________________________________________________________________________

ние»_____________________________________________________________________________________________________________

Метания.

4. От чего зависит результат в метаниях?

а) от финального усилия;

б) от разгона снаряда;

в) от скорости вылета снаряда и угла вылета;

г) от разгона снаряда и финального усилия.

ты______________________________________________________________________________________________________________________

ра_________________________________________________________________________________________________________________________

Обучение двигательным действиям в лёгкой атлетике

ям__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ги_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

20. Какие главные критерии для оздоровительного бега?

а) длина дистанции;

б) продолжительность бега;

в) ЧСС и продолжительность;

г) длина дистанции и скорость бега;

д) непрерывность бега.

Тренировка в лёгкой атлетике.

ке___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

средства тренировки лёгкоатлетов-прыгунов по их тренирующему потенциалу (самый низкий тренирующий потенциал под цифрой 1, самый высокий – 4):

____ прыжковые упражнения

____ прыжки в глубину

____ упражнения со штангой

____ выпрыгивания с гирей

21. Сконструировать упражнения для улучшения результата в беге на короткие дистанции

____________________________________________________________________________________________________________________________

 

Судейство соревнований по лёгкой атлетике.

7. Окончание дистанции (фиксация времени) в беге на короткие дистанции происходит в тот момент, когда:

а) какая-либо часть корпуса спортсмена «касается» воображаемой плоскости финиша;

б) за два метра до финиша;

ностью.

теля в прыжках в высоту, если несколько участников взяли одну высоту?

а) учитывается наименьшее количество попыток на данной высоте;

б) учитывается наименьшее количество неудачных попыток на всех высотах, включая последнюю взятую высоту;

в) учитывается наименьшее количество всех попыток (удачных и неудачных);

г) назначается перепрыжка.

22. При равенстве результатов в толкании ядра победитель, прежде всего, определяется:

попытке/ах;

б) по следующему лучшему результату;

в) наибольшему числу зачтённых попыток.

25. Решение о дисквалификации в спортивной ходьбе принимается, если нарушение зафиксировано:

а) одним судьёй;

б) не менее, чем двумя судьями;

в) не менее чем тремя судьями.

Правила соревнований по лёгкой атлетике.

ся:

а) нахождением принимающего палочку бегуна в зоне передачи;

б) нахождением передающего палочку бегуна в зоне передачи;

в) нахождением эстафетной палочки в зоне передачи;

г) нахождением обоих бегунов в зоне передачи.

15. Основные требования к спортивной ходьбе, за нарушение которых снимают с соревнований:

а) широкий шаг и высокая частота шагов;

б) постановка ноги на опору с пятки и движения таза в переднезаднем направлении;

в) прямая нога в момент вертикали и отсутствие периода полёта;

ру.

ну?______________________________________________________________________________________________________________________

ра?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

ный вид.

са.

Заключение

Предложения по дальнейшим разработкам компетентностного подхода к содержанию общего образования

В Стратегии говорится, что речь не должна идти о быстром и тотальном переходе российской школы на компетентностный подход. Следует ставить вопрос о среднесрочной (3 – 5 лет) перспективе, связанной с проведением необходимых исследований и разработок. То, что представлено в этих материалах – первые шаги, сделанные в этом направлении по предмету физическая культура.

Однако ряд позиций, по сути отвечающих направлениям становления данного подхода, может реализовываться и в более близкой перспективе (формирование у детей интегральных информационных и коммуникативных способностей, обобщенных навыков культурного гражданского поведения, способов организации собственной деятельности, качественное усиление практически-продуктивной направленности обучения и др.).

лении ключевых компетентностей.

од обучения в школе.

ке.

 

 

 

Рис. Результаты опроса учителей по разделу «лёгкая атлетика»

 

Средний уровень знаний по группе учителей (17 человек) – 0,29 балла (29 %). По отдельным блокам знания распределились следующим образом.

Техника упражнений (вопросы 1-4) – 0,64.

Судейство и правила соревнований (вопросы 7, 8, 14, 15, 22, 23, 25, 26) – 0,34

Умение определить опорные точки в упражнениях (вопросы 10, 11, 18) – 0,17.

Подбор упражнений для отработки элементов целостного движения (вопросы 16, 17, 19, 21, 24) – 0,11. На несколько по-иному поставленный вопрос, но, кстати, отражающий самую суть упражнения (подобрать упражнения для увеличения скорости вылета ядра), в среднем учителя ответили на 0,03 балла.

Вызвал затруднения и вопрос: Почему элемент выполняется именно так? (9 вопрос) – 0,13

Дать словесную инструкцию для выполнения упражнения – 0,05 балла.

ям обучения.

 

 

За некоторыми немногочисленными исключениями, к сожалению не изменившими господствующей парадигматики массовой школы (напр., построение содержания образования в системах уровневой дифференциации, развивающего обучения Давыдова и др.)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *