Методы физического воспитания. Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений

Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений. В физическом воспитании применяются две группы методов:специфические (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

Общепедагогические методы включают в себя:

– словесные методы;

– методы наглядного воздействия.

К специфическим методам физического воспитания относятся: методы

– строго регламентированного упражнения,

– игровой,

– соревновательный.

С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств.

Методы строго регламентированного упражнения характеризуются: твердо обусловленной программой (когда известен состав движений и порядок их повторения); достаточно точным нормированием нагрузки (соотношение интервалов отдыха и нагрузки); созданием необходимых организационных условий и применением специальных приспособлений (наиболее удобное распределение группы на местах занятий, использование спортивных снарядов и тренажеров для более точного дозирования нагрузок).

Методы строго регламентированного упражнения применяются для того, чтобы создать оптимальные условия для освоения двигательных умений и навыков или обеспечить наиболее направленное воздействие на развитие определенных физических качеств.

При освоении структуры двигательных действий могут применяться два подхода: без расчленения двигательного действия на составляющие элементы и с расчленением. Применение этих подходов во многом обусловлено сложностью целостного двигательного действия.

С целью развития преимущественно физических качеств, адаптаци организма к определенной деятельности, повышения уровня работоспособности применяются методы стандартно-повторного упражнения (тренировки) и методы вариативного упражнения (тренировки).

Методы стандартно-повторного упражнения характеризуются повторным (многократным) выполнением заданных движений без существенных изменений нагрузки.

Методы вариативного упражнения предусматривают специальное изменение различных факторов (скорость, Темп, длительность выполнения двигательного действия, изменение интервалов отдыха, применение отягощений и т.п.). Это делается для того, чтобы поставить Организм в новые, более сложные условия с тем, чтобы стимулировать увеличение его функциональных возможностей. Кроме методов строго регламентированного упражнения в физическом воспитании широкое применение находят игровой и соревновательный методы.

Игровой метод предполагает отсутствие жесткой регламентации действий, наличие вероятностных условий их выполнения. Он открывает широкие возможности для самостоятельного проявления творческих начал. Правила игры определяют основные направления действий игроков, но допускают широкую вариативность форм их действий, предоставляют возможность широкого выбора способов достижения целей. Игровой метод не предусматривает точную программу действий и строгое нормирование нагрузки занимающихся. Он используется, как правило, для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях и для совершенствования ловкости, координации движений, быстроты реакции, а также воспитания находчивости, самостоятельности, инициативности. Игра является действенным методом воспитания нравственных и этических качеств личности.

Соревновательный метод характеризуется конкуренцией, сопоставлением сил отдельных личностей в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или за возможно высокие достижения в конкретных видах двигательной деятельности. Соревнования способствуют
наиболее максимальному проявлению функциональных возможностей организма, причем значительно превосходящих показатели, достигаемые в обычных условиях.

Соревновательный метод практически стал одним из основных при воспитании физических, волевых качеств, совершенствовании умений и навыков в усложненных условиях. По сравнению с другими методами физического воспитания он предъявляет более высокие требования к функциональным и психофизическим возможностям организма.

Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике физического воспитания как наилучшим. Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *