менеджмент

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины (ПК-11,12)

 

Менеджмент как теория, практика, искусство управления. Отличие и единство менеджмента и руководства. Необходимость, сущность, уровни управления. Составляющие успеха организации.

2. Менеджер, его образ и место в организации. Управленческие роли. Характер труда и требования к профессиональной деятельности менеджера.

3. Методологические основы менеджмента: принципы, закономерности, управления.

4. Школа научного управления.

5. Классическая или административная школа в управлении.

6. Концепция рациональной бюрократии М. Вебера.

7. Школа человеческих отношений.

8. Современные концепции и подходы к менеджменту.

9. Процессный, ситуационный подходы к управлению.

Системный подход к управлению и его основные принципы.

11. Основные функции менеджмента: понятие, общие характеристики.

12. Организация как система. Общие черты всех организаций.

13. Внутренняя и внешняя среда организации: характеристика, основные элементы.

Миссия организации: понятие, основные характеристики. Выбор миссии. Отличия миссии от целей.

Цели организации: понятие, основные характеристики, классификация, основные требования.

16. Делегирование, ответственность и полномочия. Препятствия на пути эффективного делегирования и пути их преодоления.

Линейные и штабные полномочия в оргструктурах. Их разновидности. Эффективная организация распределения полномочий. Централизация и децентрализация полномочий.

18. Сочетание единоначалия и коллегиальности в управлении трудовыми коллективами.

19. Функциональная организационная структура управления: содержание, сферы применения, преимущества и недостатки.

организационная структура управления: содержание, разновидности, преимущества и недостатки.

21. Адаптивные организационные структуры: сущность, разновидности, сферы применения, достоинства и недостатки.

22. Коммуникации в организациях: сущность, элементы и этапы коммуникационного процесса. Основные виды коммуникаций. Барьеры на пути эффективных коммуникация и пути их устранения.

23. Понятие управленческого решения. Классификация управленческих решений. Требования, предъявляемые к управленческим решениям.

24. Подходы к принятию организационного решения. Этапы принятия организационных решений.

Модели и методы принятия решений.

26. Основные понятия стратегического управления. Сравнительная характеристика стратегического и оперативного управления.

Этапы процесса стратегического управления: общая характеристика. Анализ среды организации как исходный этап процесса стратегического управления.

28.Матрица Бостонской консультативной группы.

29. Формальная организация: понятие, особенности.

30. Сущность, причины возникновения, характеристики неформальной организации. Управление неформальной организацией.

Мотивы и стимулы. Процесс мотивации и его содержание.

Содержательные концепции мотивации. Теория иерархии потребностей А. Маслоу.

Теория существования, связи, роста К. Альдерфера.

Теория приобретенных потребностей Д. Мак-Клелланда.

Теория двух факторов Ф. Герцберга.

Процессный подход к мотивации. Теория ожиданий В. Врума.

37. Теория справедливости Дж. С. Адамса.

Модель Портера-Лоулера.

39. Контроль в организациях: необходимость, сущность, виды, этапы, организация проведения, рекомендации по совершенствованию процесса контроля.

40. Влияние и власть. Сравнительный анализ различных форм влияния и власти.

41. Поведенческий подход к лидерству. Управленческая решетка Р. Блейка и Д. Мутона. Ограниченность поведенческого подхода.

Ситуационный подход к лидерству.

Конфликты в организациях: понятие, виды. Конфликт как процесс.

44. Управление конфликтной ситуацией.

45.Предмет, цели, задачи управления персоналом. Классификация персонала по категориям.

46.Подсистемы системы управления персоналом.

47. Кадровое планирование.

, отбор, прием персонала в организацию.

49. Адаптация и обучение персонала.

Деловая оценка персонала.

51. Организационная культура: понятие, структура, функции.

52.Социальная ответственность организации.

Деловая этика менеджера.

54. Критерии эффективности менеджмента.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Менеджмент

1. Понятие менеджмента, его сущность и предпосылки возникновения.

(Менеджмент включает в себя 2 составляющих: это социальное управление и организация. Социальное управление – это управление обществом с целью его упорядочивания, совершенствования и развития)?

Менеджмент –профессиональная деятельность по организации и управлению.

Сущность менеджмента.Менеджмент возможен только в рыночных условиях т.к. для его существования необходимо: 1. Ориентация фирмы на спрос (изучение того, что нужно на рынке). 2. Хозяйственная самостоятельность (создание своего бизнеса). 3. Постоянная корректировка целей и программ в зависимости от ситуации на рынке.

Предпосылки возникновения. Менеджмент появился в Америке в начале 1911 г. и к 30 годам эта деятельность превратилась в профессию. Предшествовало развитию менеджмента бурное развитие экономики. Была доказана прямая связь между управлением и эффективностью деятельности организации.

2. Научные школы менеджмента, основные научные концепции.

В зарубежной науки управления выделяют 4 важные концепции:

1. Концепция научного управления.

Теория Фредерика Тейлора.Он сам изучал производственные процессы убирал не нужные и медленные элементы. Стремясь к тому, чтобы задания выполнялись в кратчайшие сроки. Преимущества теории: Повышение производительности труда; рационализация труда (чтобы каждая единица затрачиваемой человеческой энергии давала бы наилучший результат); минимум финансовых затрат на реализацию теории на практики. Недостаток теории: Теорию называют технократической т.к. не учитывается человеческий фактор. Рекомендации: Каждый работник должен иметь четко сформулированное задание; На каждый элемент задания должен быть установлен норматив времени; Каждый работник должен знать не только как выполнить задание, но и как рационально выполнить это задание. Для этого должны быть инструкции. (должностная, инструкция по Т.Б.); На рабочем месте должны быть созданы все условия для бесперебойной работы; Каждый работник должен знать заранее, что он получит в случае выполнения и что потеряет в случае не выполнения задания.

Теория Генри Форда.Основной его вклад это применение конвейерных сборочный линий автоматизация, механизация рабочих мест. Преимущества теории: Повышение производительности труда; Снижение себестоимости; Рост темпов работы; Возможность использования труда низкооплачиваемых рабочих. Недостаток теории: Требует дополнительный финансовых затрат.

Теория Гаррингтона Эмерсона.Его основной труд «12 принципов производительности» (дисциплина, стандарты, инструкции, цели, вознаграждения, справедливое отношение к персоналу, учет и т.д.).

2. Концепция административного управления.

Основоположник Анри Файоль.1. Впервые было определено понятие организационной структуры, как системы взаимосвязей представляющей собой определенную иерархию. 2. Впервые были определены основные управленческие функции: планирование, организация, контроль и мотивация. Теорию Файоля называют классической.

3. Концепция управления с позиции психологии и человеческих отношений.

Основоположник данной концепции Элтон Мэйо. В рамках данной концепции было доказано, что не все потребности людей можно удовлетворить в денежном выражении (взаимоотношение в коллективе, содержание и условие труда, перспективы, стабильность, организация рабочего места и т.д.)

4. Концепция управления с позиции науки о поведении.

Эффективность деятельности организации зависит от эффективности использования ее человеческих ресурсов (кадры решают все. Сталин). Главная цель помочь человеку в осознании его собственных возможностей.

Отечественная наука управления:

1. 1921 г. был подписан декрет о создании ЦИТ (центр института труда) и в тоже время Лепа НОТ (научная организация труда) возглавили: Керженцев Платон и Алексей Гастев.

2. 1923 г. было создано 33 научных центра в различных областях.

3. В 30-е годы почти все вышеперечисленные учреждения были закрыты.

Причины: 1. Спад теоретических и научно-исследовательских работ.

2. Командно-административная система.

3. Существующие подходы к изучению менеджмента, их характеристика.

Системный –предполагает рассмотрение организации как единой системы очень подвижной, состоящей из отдельных элементов изменения одного из которых влечет к изменению всей системы в целом.

Ситуационный –принимая решения, руководитель должен оценить ситуацию выделить в ней значимые факторы внутренней и внешней среды, и спрогнозировать последствия.

Процессный –предполагает рассмотрение управленческого процесса как серии взаимосвязанных управленческих функций, которые должны выполняться поэтапно в строгой последовательности.

Комплексный –предполагает учет всех аспектов менеджмента.(экономический, организационно-технический, социально-психологический).

4. Менеджер в организации и его функции.

Должен быть лидером (вести за собой), дипломатом (умение налаживать отношения с властью), иноватором, воспитателем, человеком, обладающим высоким уровнем знаний, культуры, должен быть решительным в то же время рассудительным и т.д.

Функции менеджера:1. Планирование организации собственной работы и работы подчиненных. 2. Распределение заданий, инструктаж подчиненных и контроль за ними. 3. Проведение собраний, совещаний, переговоров. 4. Просмотр деловой печати, ознакомление со всеми новинками в мире бизнеса, техники, технологии. Рассмотрение рациональных предложений. 5. Решение вопросов выходящих за пределы компетенций подчиненных. 6. Повышение квалификации. 7. Подготовка и чтение отчетов. 8. Ответы на звонки, прием посетителей. 9. Анализ и оценка результатов работы.

5. Мотивация: определение, значение, основные теории

Мотивация –это побуждение работников к достижению целей организации путем удовлетворения их личных потребностей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *