МЕНЕДЖМЕНТ ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

4-5

1.1. Основные дидактические единицы дисциплины . . . . . . . . . . . . . . . 4

. 4

1.3. Задачи дисциплины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

1.4. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника. 4

. 5

5-8

. 5-8

2.2. Перечень заданий для самостоятельной работы . . . . . . . . . . . . . . . 8-9

2.3. Перечень вопросов к экзамену. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9-11

3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ. 12

. 12

. 13-14

. 13

. 13-14

6. ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

 

 

4

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 

1.1. Основные дидактические единицы дисциплины

Физическая культура и спорт в системе рыночных отношений;

управленческие отношения в сфере физической культуры и спорта; цели и

функции управления физической культуры и спортом; технология принятия

управленческих решений и методы их реализации в различных физкультурно-

спортивных организациях; особенности менеджмента в государственных и

коммерческих организациях, общественных объединениях физкультурно-

спортивной направленности; система подготовки специалистов физической

культуры и спорта и управление персоналом в различных организациях

участие национальных

физкультурно-спортивных организаций в международном движении.

 

1.2. Цель курса

Цель изучения курса – овладения студентами научными основами теории

социального управления физкультурными и спортивными организациями

России в условиях рынка.

 

1.3. Задачи курса

Основные задачи изучения курса заключаются: в формировании

первичных управленческих понятий, необходимых для эффективного изучения

других гуманитарных и социально-экономических дисциплин; собственного

управленческого мировоззрения и управленческой культуры; способности

принимать правильные, эффективные управленческие решения в своей

профессиональной деятельности; навыков и умений обобщения и

использования информации о достижениях в области отраслевого управления;

способности ориентироваться в современной системе органов управления

физической культурой и спортом в России; в овладении знаниями о

современных методах управления и технологии управленческого труда в

технологией

подготовки и принятия управленческих решений, а также организации их

выполнения.

 

1.4. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Курс «Менеджмент физической культуры и спорта» относится к циклу

(ОПД) Государственных

образовательных стандартов профессионального образования по специальности

032101.65 «Физическая культура и спорт».

Курс «Менеджмент физической культуры и спорта» изучается на 4-5

курсах факультета заочного обучения (8-9 семестры).

 

 

5

1.5. Требования к уровню освоения содержания курса

Специалист физической культуры и спорта в результате освоения курса

«Менеджмент физической культуры и спорта» должен быть подготовлен к

решению следующих организационно-управленческих задач:

– планировать и прогнозировать развитие физической культуры и спорта

на местном, региональном и федеральном уровнях;

– принимать управленческие решения;

– анализировать и обобщать деятельность государственных и обществен-

органов управления в сфере физической культуры и спорта и первичных

организаций физкультурно-спортивной направленности;

– организовывать и проводить физкультурно-массовые и спортивные

мероприятия;

– работать с финансово-хозяйственной документацией.

 

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1. Темы и их краткое содержание

 

Тема 1: Менеджмент в сфере физической культуры и спорта как учебная и

научная дисциплина

Лекция (2 часа):

Понятие «управление» и «менеджмент» в физической культуре и спорте:

общее и особенное. Предмет менеджмента в физической культуре и спорте.

Менеджмент как составная часть труда работников физкультурно-спортивных

организаций. Характерные черты и стадии менеджмента. Законы и

закономерности менеджмента. Содержание понятий «предпринимательство»,

«бизнес», «предпринимательская структура».

Самостоятельная работа (8 часов):

Законы и закономерности менеджмента. Содержание понятий

«предпринимательство», «бизнес», «предпринимательская структура».

Форма контроля за самостоятельной работой: опрос.

 

Тема 2: Информационное обеспечение менеджмента в сфере физической

культуры и спорта

Лекция (2часа):

Информация как предмет, средство и продукт труда менеджера.

Содержание информационного обеспечения менеджмента в физической

культуре и спорте. Информатизация физической культуры и спорта:

концептуальные положения. Информационное обеспечение процесса

управления. Понятие «документ» и его функции. Классификация документов.

Документооборот.

 

 

6

Самостоятельная работа (8 часов):

Понятие «документ» и его функции. Классификация документов.

Документооборот.

Форма контроля за самостоятельной работой: опрос.

 

Тема 3: Правовые основы менеджмента в сфере физической культуры и

спорта

Самостоятельная работа (6 часов):

Современная система нормативно-правовых актов по управлению

физической культурой и спортом. Федеральный закон «О физической культуре

и спорте в Российской Федерации» как основа управления отраслью.

Региональное законотворчество о физической культуре и спорте.

Форма контроля за самостоятельной работой: опрос.

 

Тема 4: Менеджмент в физической культуре и спорте как система

Лекция (2 часа):

Понятие «система» управления (менеджмента) и её элементы. Цели и

функции менеджмента в физической культуре и спорте. Принципы

менеджмента в физической культуре и спорте. Методы менеджмента в

физической культуре и спорте. Функциональные разновидности менеджмента в

физической культуре и спорте: стратегический менеджмент; программный

менеджмент; организационный менеджмент; персонал-

менеджмент; инновационный менеджмент; риск-менеджмент; финансовый

менеджмент.

Самостоятельная работа (8 часов):

Функции менеджмента в физической культуре и спорте. Функциональные

разновидности менеджмента в физической культуре и спорте.

Форма контроля за самостоятельной работой: опрос.

 

Тема 5: Управленческое решение как системный инструмент менеджмента

в физической культуре и спорте

Лекция (2 часа):

Сущность управленческих решений и их классификация. Процесс

разработки управленческих решений. Факторы, влияющие на процесс принятия

решений. Модели принятия решений. Методы принятия решений. Требования к

качеству управленческих решений.

Самостоятельная работа (8 часов):

Факторы, влияющие на процесс принятия решений. Требования к

качеству управленческих решений.

 

 

7

Форма контроля за самостоятельной работой: опрос.

 

Тема 6: Физкультурно-спортивная организация как открытая система

Лекция (2часа):

Физкультурно-спортивная система как открытая система: сущность и

классификация. Организационно-правовые формы физкультурно-спортивных

организаций. Структура менеджмента физкультурно-спортивной организации.

Учредительные документы физкультурно-спортивной организации. Общая

характеристика технологии создания физкультурно-спортивной организации.

Процедура выбора организационно-правовой формы физкультурно-спортивной

организации. Процедура институционализации физкультурно-спортивных

организаций. Процедура лицензирования деятельности физкультурно-

спортивных организаций.

Самостоятельная работа (8часов):

Организационно-правовые формы физкультурно-спортивных

организаций. Учредительные документы физкультурно-спортивных

организаций.

Форма контроля за самостоятельной работой: опрос.

 

Тема 7: Органы управления физической культурой и спортом

Самостоятельная работа (6 часов):

Государственные органы управления физической культурой и спортом –

их компетенция и структура управления. Общественные органы управления

физической культурой и спортом – их компетенция и структура управления.

.

Учреждения дополнительного образования детей в сфере физической культуры

и спорта.

Форма контроля за самостоятельной работой: опрос.

 

и физкультурно-спортивного мероприятия

Лекция (2 часа):

Понятие «спортивные соревнования», их классификация, функции и

принципы. Судейская коллегия – менеджмент соревнования. Массовые

физкультурно-спортивные мероприятия. Организация массового спортивного

мероприятия.

Самостоятельная работа (8 часов):

Судейская коллегия – менеджмент соревнования. Организация массового

спортивного мероприятия.

 

 

8

Форма контроля за самостоятельной работой: опрос.

 

Тема 9: Система подготовки, повышения квалификации и переподготовки

специалистов физической культуры и спорта

Лекция (2 часа):

Многоуровневая система подготовки специалистов физической культуры

и спорта. Общая структура педагогической деятельности. Повышение

квалификации и переподготовка специалистов физической культуры и спорта.

работников

физической культуры и спорта. Аттестация и присвоение квалификационных

категорий и разрядов по Единой тарифной сетке.

Самостоятельная работа (8 часов):

Аттестация и присвоение квалификационных категорий и разрядов по

Единой тарифной сетке.

Форма контроля за самостоятельной работой: опрос.

 

Тема 10: Менеджмент в зарубежном спорте

Самостоятельная работа (6 часов):

Основные модели менеджмента в зарубежном спорте. Специфические

особенности спортивного менеджмента в различных странах мира.

Профессиональная деятельность зарубежных добровольных спортивных

организаций. Система подготовки спортивных менеджеров в зарубежных

странах.

Форма контроля за самостоятельной работой: опрос.

 

 

2.2. Перечень заданий для самостоятельной работы

Тема 1:

Разработать перечень элементов управленческой деятельности, входящих

в профессиональные обязанности специалистов физической культуры и спорта.

Тема 2:

Проанализировать источник информации и выявить в нем наличие

различных видов управленческой информации.

Тема 3:

Проанализировать закон Смоленской области «О физической культуре и

спорте» и установить его взаимосвязь с Федеральным Законом «О физической

культуре и спорте в Российской Федерации».

 

 

9

Тема 4:

Составить классификатор конкретных функций менеджмента,

характерных для управления развитием физической культурой и спортом в

различных физкультурно-спортивных организациях и образовательных

учреждениях.

Тема 5:

Определить факторы, влияющие на процесс принятия решения.

Тема 6:

Разработать проект устава (учредительного договора) по созданию

физкультурно-спортивных организаций различных организационно-правовых

форм.

Тема 7:

Разработать проект устава клуба физической культуры и спорта

образовательного учреждения.

Тема 8:

Разработать сценарий массового физкультурно-спортивного мероприятия.

Тема 9:

Определить структуру педагогической деятельности специалистов

физической культуры и спорта.

Тема 10:

Определить основные различия в системном характере отечественного и

зарубежного менеджмента в сфере физической культуры и спорта.

 

 

2.3.Перечень вопросов к экзамену

1. Понятие «управление» и «менеджмент» в физической культуре и спорте:

общее и особенное.

2. Предмет менеджмента в физической культуре и спорте.

3. Менеджмент как составная часть работников физкультурно-спортивных

организаций.

4. Характерные черты и стадии менеджмента.

5. Законы и закономерности менеджмента.

структура».

7. Информация, как предмет, средство и продукт труда менеджера.

 

 

10

8. Содержание информационного обеспечения менеджмента в физической

культуре и спорте.

9. Информатизация физической культуры и спорта: концептуальные

положения.

10. Информационное обеспечение процесса управления.

11. Понятие документ и его функции, классификация документов.

12. Документооборот: понятия и структура продвижения документов.

13. Современная система нормативно-правовых актов по управлению

физической культурой и спортом.

14. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской

Федерации» как основа управления отраслью.

15. Региональное законодательство о физической культуре и спорте.

16. Понятие «система» управления (менеджмента) и её элементы.

17. Цели, виды и функции менеджмента физической культуры и спорта.

18. Принципы менеджмента физической культуры и спорта.

19. Методы менеджмента физической культуры и спорта.

20. Функциональные разновидности менеджмента физической культуры и

спорта.

21. Сущность управленческих решений и их классификация.

22. Процесс разработки управленческих решений.

23. Факторы, влияющие на процесс принятия решений.

24. Модели принятия решений.

25. Методы принятия решений.

26. Требования к качеству управленческих решений.

27. Физкультурно-спортивная организация как открытая система: сущность и

система.

.

29. Структура менеджмента физкультурно-спортивных организаций.

30. Учредительные документы физкультурно-спортивных организаций.

31. Общая характеристика технологий создания физкультурно-спортивных

организаций.

32. Процедура выбора организационно-правовой формы физкультурно-

спортивной организации.

.

деятельности физкультурно-спортивных

организаций.

35. Государственные органы управления физической культуры и спорта:

компетенция, структура управления.

компетенция, задачи, структура

управления.

37. Общественные, общественно-государственные, физкультурно-спортивные

общества: компетенция, структура управления.

38. Физкультурно-спортивные организации образовательных учреждений.

39. Учреждения дополнительного образования детей в сфере физической

культуры и спорта.

40. Понятие «спортивного соревнования», их классификация, функции,

принципы.

41. Судейская коллегия – менеджмент соревнования.

42. Массовые физкультурно-спортивные мероприятия.

43. Организация массового спортивного мероприятия.

44. Многоуровневая система подготовки специалистов физической культуры

и спорта.

45. Общая структура педагогической деятельности.

46. Повышение квалификации и переподготовка специалистов по

физической культуре и спорту.

47. Тарифно-квалификационного требования по должностям работников

физической культуры и спорта.

48. Аттестация и присвоение квалификационных категорий и разрядов по

единой тарифной сетке.

49. Основные модели менеджмента в зарубежном спорте.

50. Специфические особенности спортивного менеджмента в различных

странах мира.

51. Профессиональная деятельность зарубежных добровольных спортивных

организаций.

52. Система подготовки спортивных менеджеров в зарубежных странах.

 

 

12

3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

 

.

Наименование темы Всего Лекции Семинары

п/п работа

кой культуры и спорта как 10 2 — 8

учебная и научная дисциплина

2. Информационное обеспечение

— 10 2 — 8

кой культуры и спорта

та в сфере физической культу- 6 — — 6

и спорта

4. Менеджмент в физической

10 2 — 8

культуре и спорте как система

5. Управленческое решение как

10 2 — 8

в физической культуре

и спорте

6. Физкультурно-спортивная

организация как открытая 10 2 — 8

система

6 — — 6

кой культурой и спортом

8. Планирование и организация

проведения спортивного со-

10 2 — 8

и физкультурно-

спортивного мероприятия

9. Система подготовки, повыше-

10 2 — 8

готовки специалистов физии-

ческой культуры и спорта

10. Менеджмент в зарубежном

8 — — 8

спорте

90 14 — 76

 

4. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Курс обучения завершается экзаменом в соответствии с объёмными

требованиями. Экзамен проводится в форме ответов на вопросы,

систематизированные в билеты (9 семестр) Накануне экзамена защищается

контрольная работа (9 семестр) (приложение 1). Студенты, находящиеся на

сокращенной форме обучения в 4 года, сдают лишь экзамен в 9 семестре.

 

 

13

 

 

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

5.1. Рекомендуемая литература (основная)

С.А. Менеджмент в физкультурно-спортивных организациях:

. – Смоленск: СГИФК, 1995.

– 127 с.

2. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта: учеб. пособие /

. – М.: Академия,

2001. – С. 215-401.

.

– М.: Физкультура, образование, наука, 1998. – 162 с.

5.2. Рекомендуемая литература (дополнительная)

1. Конституция Российской Федерации. – М., 1995.

. – М.: ЗАО «Бизнес-

-Синтез», 1995. – 222 с.

. –

-Синтез», 1997. – 96 с.

4. Басанов М.И. Делопроизводство и корреспонденция в вопросах и ответах:

. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – С. 5-177.

. – М.:

ИНФРА, 2001. – С. 21-230.

6. Галкин В.В. Экономика физической культуры и спорта: учеб. пособие для

. акад. экономики и

права, 1999. – С. 48-61.

. – М.: ЮНИТИ,

2001. – С. 10-33, 210-220.

8. Дормидонтова Л.С. Профессиональная деятельность специалистов в сфере

,

2001. – С. 17-107.

Н.В. Управленческая и организаторская деятельность тренера /

. – Киев: Здоровье, 1980. – 144 с.

Н.В. Управленческая и организаторская деятельность тренера /

. – Киев: Здоровье, 1986. – 128 с.

. – М.:

1994. – 238 с.

. – М.: Советский

спорт, 1999. – 528 с.

. –

Минск: Новое издание, 2000. – С. 21-161.

Н.Л. Основы принятия управленческих решений: учеб. пособие /

. – М.: Русская Деловая Литература, 1998. – 288 с.

15. Кирсанова М.В. Курс делопроизводство: Документационное обеспечение

 

 

14

. – М.: ИНФРА,

Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001. – 286 с.

М.Е. Менеджмент в зарубежном спорте: курс лекций /

. – М.: Рос. Фонд поддержки малых предприятий в науке и

научном обслуживании, Школа спортивного бизнеса ГЦОЛИФК, 1992. –

С. 25-129.

17. Лосин Б.Е. Особенности организации системы повышения квалификации

.

– СПб, 2001. – 137 с.

А.Н. Стратегический менеджмент: учеб. пособие для вузов /

. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – С. 7-45.

19. Организация и управление физической культурой и спортом в зарубежных

культура и спорт. – № 10. – 1989. – С. 21-34.

20. Основы менеджмента: учеб. пособие для вузов. – М.: Центр, 1998. – С. 215-

237.

,

. – М: Высшая школа, 2001. –

С. 16-319.

.

– М.: Физкультура, образование, наука, 1998. – 162 с.

23. Профессиональная подготовка педагогов-специалистов в области

.

, МГПУ, МГАФК). – М.: 1999. – 352 с.

24. Ременников В.Б. Разработка управленческого решения: учеб. пособие для

. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. –С. 9-25.

,

. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – С. 352-379.

1. Понятие о менеджменте. Менеджмент в области физической культуры и

спорта.

2. Организация и содержание работы государственных органов управления

физической культурой, спортом и туризмом.

3. Организация и содержание работы общественных органов управления

физической культурой, спортом и туризмом.

4. Понятие о маркетинге. Характеристика маркетинга в сфере физической

культуры и спорта.

5. Организация массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной

работы по месту жительства населения и в местах массового отдыха.

6. Особенности организации физкультурно-оздоровительной работы с

населением в зарубежных странах.

7. Цели и задачи Федерального закона «О физической культуре и спорте в

Российской Федерации». Принципы государственной политики в области

физической культуры и спорта.

8. Роль рекламы и пропаганды товаров и услуг в сфере физической

культуры и спорта.

9. Организация международного спортивного движения.

10. Олимпийские игры современности: значение, проблемы и пути их

решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спортивный менеджмент. Принципы, функции, методы управления

Вопрос 1. Определение понятий: «спортивный менеджмент», 

«спортивный менеджер». 

 

» в каждой стране существуют различные отрасли народного хозяйства (материальное и нематериальное производство), в т. ч. отрасль физической культуры и спорта. Это является объективной основой разработки наряду с общей теорией менеджмента еще и специальных отраслевых теорий, которые отражают специфические закономерности управления отраслью. 

Спортивный менеджмент – область научно-практической деятельности, один из видов отраслевого специального менеджмента. Спортивный менеджмент – это теория и практика эффективного управления организациями физкультурно-спортивной направленности в условиях рыночных отношений. 

организованные формы занятиями физическими управлениями и спортом, программы спортивной тренировки, спортивные зрелища и т. д. 

Предмет спортивного менеджмента – управленческие отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия субъекта и объекта управления внутри организаций физкультурно-спортивной направленности и взаимодействия этих организаций с внешней средой в процессе производства и распространения физкультурно-спортивных услуг. 

Сущность спортивного менеджмента заключается в целенаправленном воздействии субъекта управления на управляемый объект для обеспечения перевода объекта в новое качественное состояние, т. е. из исходного, начального состояния в желаемое, запланированное. 

Общая цель спортивного менеджмента состоит в обеспечении эффективного функционирования физкультурно-спортивных организаций в современных рыночных условиях России. 

в обществе и разработка механизма целенаправленного эффективного управления этими процессами. 

Рождение спортивного менеджера как профессии связано с появлением должностей руководителей ФСО. 

Спортивный менеджер характеризуется как специалист, владеющий искусством научного управления ФСО, занимающий в ней руководящую должность и наделенный правом принимать управленческие решения. Какова сфера деятельности спортивного менеджера?

– тренерам, преподавателям, учителям ФК, инструкторам: 

— тренер ведет набор в спорт. школу, ведет учет, анализ, обобщение результатов работы;

— инструктор организует. 

Вопрос 2. Функции и роли спортивного менеджера

В спортивных организациях существует определенное разделение труда, и спортивные менеджеры решают различные задачи. Поэтому спортивные менеджеры выполняют в организациях ряд функций. 

1. Функция принятия решения, выражается в том, что менеджер определяет направление деятельности организации, решает вопросы распределения ресурсов. Право принятия управленческих решений имеет только менеджер, он же несет ответственность за последствия принятых решений. 

2. Информационная функция состоит в том, что менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде ФСО, распространяет эту информацию в виде фактов и нормативных установок, разъясняет персоналу политику, ближайшие и перспективные цели организации. 

3. Функция руководителя – т. е. менеджер формирует отношения внутри организации, мотивирует деятельность, координирует усилия членов организации, выступает в качестве представителя организации во взаимодействии с другими организациями. 

Искусство менеджмента характеризуется особенностями умения того или иного спортивного менеджера применять общепринятые принципы, методы, технологию управления в своей конкретной управленческой деятельности. 

Менеджеры, работающие в области производства спортивных товаров и в области предоставления физкультурно-спортивных услуг, должны обладать:

специфическими техническими умениями:

1) производственными умениями;

2) умения использовать спортивный инвентарь, умения установить взаимосвязь между физическими нагрузками, диетой и т. п. 

 

 

Вопрос 3. СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА (УПРАВЛЕНИЯ) В 

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ: ЦЕЛЬ И МЕХАНИЗМ

 

Из приведенных выше понятий «управление» и «менеджмент» следует, что они представляют системы. 

Система (в самом общем виде) может быть охарактеризована как нечто целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимозависимых частей, взаимодействие которых порождает новые интегративные качества, не присущие отдельным составляющим

Любая система имеет две основные содержательные характеристики. 

Во-первых, целостность: система представляет совокупность конкретных, с присущими только им свойствам и характером взаимосвязи частей. 

Во-вторых, делимость: система стоит из подсистем, которые также обладают системными свойствами, т. е. могут быть представлены в виде систем более низкого уровня. 

Система управления (менеджмента) – это система, в которой реализуются функции управления (менеджмента). 

Система управления может быть представлена в виде взаимодействия трех элементов. Первым элементом является субъект управления. В качестве второго элемента управления (менеджмента) или управляющая часть системы, оказывающая управленческое воздействие, третий элемент системы объект управления 

В системе управления физической культурой и спортом (как отраслью) в качестве субъектов выступают в первую очередь федеральный орган исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, а также иные органы государственного и общественного управления, а в качестве объектов — физкультурно-спортивны организации различного уровня и характера. 

Цели воздействия отличаются в зависимости от конкретных характеристик субъекта и объекта управления: так, если целью Олимпийского комитета России является обеспечение единой политики развития спорта высших достижений, то целью федераций по видам спорта — обеспечение развития конкретного вида, спорта на всех его уровнях, от массового до спорта высших достижений. 

В системе менеджмента в физической культуре и спорте субъектом является руководитель организации (коллегиальный орган управления), его заместители или руководители отдельных подразделений, а объектом — коллектив сотрудников организации (подразделения) или отдельные исполнители. 

Цель менеджмента в физической культуре и спорте есть желаемое, возможное и необходимое состояние ФСО (отрасли), которое должно быть достигнуто. 

, т. к. он по своему содержанию характеризует целенаправленное воздействие. 

Процесс менеджмента как взаимодействие субъекта и объекта осуществляется с помощью конкретного механизма. 

Механизм менеджмента в физической культуре и спорте представляет собой комплекс форм, методов и средств, обеспечивающий эффективную реализацию целей физкультурно-спортивных организаций, наиболее полное удовлетворение потребностей их работников и потребителей производимых ими социально-культурных услуг. 

 

 

 

Вопрос 4. Функции, принципы спортивного менеджмента

Функции менеджмента в физической культуре и спорте представляют собой относительно обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять управленческое воздействие. 

Различают основные и конкретные функции менеджмента (управления). В настоящее время специалисты придерживаются различных мнений по вопросу о составе основных функций менеджмента. Наиболее традиционно включение в их состав таких функций, как:

— планирование;

— организация;

— мотивация;

— руководство;

— контроль;

— анализ. 

Рассмотрим подробнее каждую из функций. 

Планирование — определяет цели различных спортивных организаций и программу действий для их достижения. Иными словами, отвечает на вопросы: «что делать? Как делать?». 

Организация – устанавливает формальные отношения в ходе выполнения плановых работ среди исполнителей. Организация отвечает на вопрос: «Кто будет делать?». 

Мотивация – деятельность по созданию системы стимулов, активирующих и побуждающих сотрудников организации к эффективному труду в соответствии с разработанными планами. 

Руководство – представляет собой процесс влияния на различных членов организации для решения целей, поставленных перед ней. Для того, чтобы быть эффективным руководителем, менеджер должен постоянно расширять свои знания о мотивационных процессах. 

Контроль – деятельность, включающая наблюдение за течением процессов в объекте менеджмента, сравнение величины контролируемого параметра с заданной программой, выявление отклонений от программы, их места, времени, причины и характера. 

Анализ – связывает положение организации в целом, ее подразделений и отдельных работников с качеством выполнения работы по ее конечному результату. В процессе анализа оценивается исполнение, сравнивается исполнение со стандартами, заложенными при планировании. 

представляют собой результат разделения управленческого труда. Они могут быть выделены и охарактеризованы по содержанию управленческого воздействия на определенный объект. 

К таким функциям можно отнести: 

физическое воспитание; организация физкультурно-спортивной работы с населением; подготовка высококвалифицированных спортсменов по видам спорта; подготовка спортивного резерва; проведение спортивных соревнований и спортивно-зрелищных мероприятий; научное и программно-методическое обеспечение физического воспитания и развития спорта; организация производства спортивных товаров; осуществление международных спортивных связей

представляют собой основные правила, положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления и отдельные руководители в процессе осуществления управленческого воздействия. 

можно отнести следующие:

закономерностей и применение полученных знаний для обеспечения оптимального менеджмента);

2. Принцип системности в управлении определяет необходимость рассмотрения ФСО как целостной социальной системы (означает всестороннюю проработку применяемых управленческих решений, анализ всех возможных вариантов их реализации. Предполагает увязку решения проблем спортивного менеджмента с финансовыми и материально-техническими ресурсами). 

3. Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении предполагает распределение полномочий для принятия конкретных решений на каждом уровне управленческой иерархии

4. Принцип материального и морального стимулирования. Этот принцип находит выражение в дифференциации заработной платы работникам ФСО и спортсменам профессионалам. Наряду с материальным существует моральное стимулирование в форме присвоения спортивных званий и награждения призами. 

5. Принцип оптимизации управления означает достижение поставленной цели в возможно короткий срок и при наименьших затратах труда, финансовых средств и материальных ресурсов. 

6. Принцип демократизации управления предполагает наряду с единоначалием формирование в ФСО органов коллективного и коллегиального руководства. 

7. Принцип правовой защищенности управленческих решений предусматривает опору в управлении на существующее законодательство, правовое обеспечение управленческой деятельности. 

8. Принцип сочетания отраслевого и территориального управления вытекает из ст. 72 Конституции РФ о совместном ведении РФ и субъекта РФ вопросов физической культуры и спорта. 

 

ФКиС

и выбор методов управления

 

ФСО на ее сотрудников и осуществление контроля за их деятельностью. 

Наиболее важное значение с точки зрения практики менеджмента имеет классификация методов на основе специфики отношений, складывающихся между сотрудниками ФСО в процессе совместного труда. По этому основанию методы менеджмента подразделяют на организационные, административные, экономические и социально-психологические. 

1. Организационные методы. Сущность в том, что перед началом любой деятельности необходимо произвести ряд действий по ее организации: выработка целей, нормативов, регламентов; создание проектов; определение методик и правил конкретных действий. Применение организационных методов создает основу деятельности. Они считаются пассивными и составляют базу для применения активных групп методов – административных, экономических, социально-психологических. 

методы (методы властной мотивации). Сущность их в открытом и регулируемом определенными нормами принуждении людей к какой-либо деятельности. При их применении руководитель (менеджер) берет на себя полную ответственность за результат деятельности, исполнитель же отвечает только за прямое неисполнение инструкций. 

3. Экономические методы:

— метод дифференцированной заработной платы работникам ФСО;

д. ;

в соответствии с федеральной программой; в) подготовки и выступления в официальных международных спортивных соревнованиях сборных команд России. 

трудовых результатов как в отдельно взятом подразделении, отделе и на предприятии в целом. Наряду с общим моральным климатом применяется высокая оценка индивидуальных достижений каждого сотрудника. 

К социально-психологическим методам можно отнести:

— общие: деловая беседа, совещание, метод приучения, метод упражнения. 

— созидающие и тормозящие методы управления: метод убеждения, методы одобрения и поощрения, осуждения и наказания. 

Выбор методов управления в спортивном менеджменте

те, которые имеют наибольшую эффективность воздействия. 

Выбор спортивным менеджером конкретных методов управления зависит от следующих факторов:

— цели и задачи спортивной организации, которые необходимо достичь;

— особенности объекта управления (потенциальный и реальный контингент занимающихся);

— особенности субъекта управления (профессиональный опыт менеджера, общественный статус спортивного клуба, федерации);

— особенности конкретной управленческой ситуации;

— возможности и специфика имеющего в распоряжении спортивного менеджера арсенала методов управления. 

, к изменениям внутренних и внешних условий деятельности спортивной организации. 

 

ВОПРОС 6. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ 

МЕНЕДЖМЕНТА В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ

(СРС)

Специализация труда менеджеров неуклонно развивается. Поэтому наряду с общим менеджментом выделяют, так называемый функциональный менеджмент. 

Охарактеризуем кратко основные функциональные разновидности менеджмента в физической культуре и спорте, которые в своей взаимосвязанной совокупности представляют систему. 

условий внешней среды. 

Стратегический менеджмент, несмотря на то, что в его основе лежит такая основная функция управления, как планирование, не является ни четко определенным образом действий, ни тем более конкретным планом. Его сущность составляет концепция деятельности физкультурно-спортивной организации в конкретных условиях. В связи с этим стратегический менеджмент есть область деятельности высшего руководства физкультурно-спортивной организации. 

менеджмента, как программный (проектный) менеджмент. 

Программный (проектный) менеджмент представляет собой деятельность по управлению не постоянными, а временными объектами, в качестве которых выступают отдельные программы, проекты или их совокупность. 

и направленную на реализацию такой основной функции управления, как функция «организация». 

Персонал-менеджмент представляет собой управленческую деятельность, включающую совокупность мероприятий, направленных на оптимальное формирование трудового коллектива Физкультурно-спортивной организации и наиболее полное использование его способностей в производственном процессе. 

Инновационный менеджмент представляет собой деятельность по управлению инновационными процессами в физкультурно-спортивной организации. 

В соответствии с международными стандартами инновация рассматривается как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового (усовершенствованного) продукта или технологического процесса либо в новом подходе к предоставлению социально-культурных услуг. 

Спектр инноваций в деятельности физкультурно-спортивных организаций весьма многообразен и может быть классифицирован по различным основаниям — технологическим параметрам, типу и степени новизны, степени распространенности, сферам деятельности и др. 

Риск-менеджмент представляет собой деятельность по оценке рисков, которые могут возникнуть в работе ФСО, и управлению ими. 

Риск-менеджмент характеризует управленческую деятельность в условиях неопределенности, основой которой являются все более непредсказуемые изменения рынка. Обычно риск-менеджмент связывают с экономическими отношениями между хозяйствующими субъектами в связи с рискованными (венчурными) вложениями капитала. 

Финансовый менеджмент представляет собой вид деятельности, направленной на управление финансово-хозяйственным функционированием физкультурно-спортивной организации. 

 

Стили деятельности менеджеров спортивных организаций

(СРС)

«Решетка менеджмента»

Подготовить к семинару. 

Эффективность работы ФСО зависит от личностных качеств руководителей и стиля их работы. Стиль работы возникает путем интеграции, взаимодействия личностных качеств руководителя и применяемых им методов управления. 

как совокупность принципов и наиболее устойчивых методов управления при достижении основных целей организации и реализации функций менеджмента, а также как характер его взаимоотношений с подчиненными, равными по рангу коллегами и вышестоящими руководителями. 

Теория менеджмента делит управленческие отношения на демократические и авторитарные. В соответствии с этим в теории менеджмента принято выделять три стиля управления: авторитарный, демократический и либеральный. 

Авторитарный стиль работы характеризуется чрезмерной централизацией власти, жестким регламентированием деятельности подчиненных. При авторитарном стиле исчезает простота в отношениях руководителя с подчиненными, теряется доверие и уважение. Менеджер неизбежно становится автократом в двух случаях: 1) когда он по своим личностным качествам и уровню профессиональной подготовленности ниже людей, которыми руководит; 2) когда подчиненные имеют слишком низкую общую и профессиональную культуру и низкий уровень дисциплины и ответственности за порученное дело. 

Демократический стиль работы основывается на применении методов убеждения и положительной мотивации. Этот стиль опирается на сознательность и положительные качества подчиненных, руководитель демократического стиля опирается на мнение коллектива, предоставляет подчиненным самостоятельность в принятии решений, создает необходимые условия для их работы. Такой руководитель заботится об удовлетворении потребностей подчиненных, уважительно относится к людям. 

безынициативностью и ожиданием указаний сверху. Руководитель либерального стиля слабо контролирует деятельность подчиненных, вследствие чего управление отличается низкой результативностью. 

Стиль управления меняется в зависимости от того, по какому из иерархических направлений он осуществляет коммуникации: с подчиненными ему сотрудниками или с вышестоящими руководителями. Стиль работы от этого может меняться на прямо противоположный. 

«Решетка менеджера». 

 

Вопросы для самоподготовки

1. Дайте определение спортивного менеджмента. 

2. Какими специфическими умениями должен обладать спортивный менеджер?

3 основные группы, объединяющие роль менеджеров

4. Какие задачи стоят при подготовке спортивных менеджеров?

ФКиС

основные функции и принципы спортивного менеджмента

ФКиС

Рекомендуемая литература

Советский спорт, 1999. – 528 с. 

Издательский центр «Академия», 2001. – 432. 

. Учебное пособие. – Волгоград: Перемена, 1998. – 162. 

Пресс», 2002. – 244.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Менеджмент в сфере физической культуры и спорта

 

Начало формы

 

Конец формы

 2010

 Советский спорт

 264

А.В.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

http://www.bankreferatov.ru/referats/FA1B6560E8B49D79C32576B800384BEC/%D0%9C%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B6%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%20%D1%84%D0%B8%D0%B7%20%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B%20%D0%B8%20%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B0%20%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D0%BA.doc.html&Key=585641

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *