Маркированные и немаркированные налоги

Размеры и структура налогообложения должны соответствовать потребностям в общественных благах и справедливом перераспределе­нии. Достижению соответствия могло бы благоприятствовать строгое целевое назначение каждого налога. Целевой характер имеют, напри­мер, взносы в пенсионные фонды, фонды медицинского и социального страхования.

Увязка налога с конкретным направлением расходования средств, например с конкретным видом общественных благ, создаваемых за его счет, называется маркировкой налога. Если налог имеет целевой харак­тер и соответствующие поступления не могут расходоваться ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен, он называется маркированным.Все прочие налоги являются немаркированными. Сред­ства, аккумулируемые с помощью немаркированных налогов, могут использоваться для решения самых разнообразных задач по усмотре­нию тех органов, которые утверждают бюджет.

Преимущество немаркированных налогов состоит в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики, способность государ­ственных органов, не меняя налоговую систему, перераспределять по­ступающие средства между направлениями расходов. В то же время преобладание стабильных немаркированных налогов означает, что до­ходы государства не находятся в непосредственной связи с колебаниями спроса потребителей (налогоплательщиков) на конкретные обществен­ные блага. Оборотной стороной гибкости выступает фактическое ос­лабление зависимости бюджетной политики от потребительских пред­почтений населения.

Доминирование немаркированных налогов в современных налоговых системах коренится в рациональном неведении потребителей обще­ственных благ и порождаемой им тенденции приобретать эти блага «в пакетах», предоставляя государственным органам право заниматься аллокацией ресурсов общественного сектора без детальных консульта­ций с избирателями. В этой связи единый, по сути, процесс формирова ния спроса на общественные блага разделяется на два хотя и взаимо­связанных, но во многом самостоятельных компонента: определение суммарного лимита налоговых поступлений, которые налогоплатель­щики согласны предоставить государству, и спецификацию использова­ния этих средств, в которую рядовые граждане чаще всего не слишком глубоко вникают.

В идеале первичным должно было бы быть выявление готовности платить за каждое из общественных благ. Суммарное налоговое бремя выступало бы в этом случае лишь некоторой итоговой характеристикой процесса, подобно тому, как, например, определение суммарных потре­бительских расходов на продовольствие не предшествует конкретным покупкам хлеба, молока, мяса или овощей, а всего лишь помогает составить обобщенное представление о результатах множества кон­кретных актов потребительского выбора.

Имеются исторические примеры широкой вовлеченности граждан в общественные дела, когда потребность в целевом финансировании конкретных акций определялась при прямом заинтересованном участии рядовых налогоплательщиков. Так, в древнегреческих полисах суще­ствовала система литургий, то есть утверждаемых народным собранием повинностей, которые состоятельные граждане несли с целью строи­тельства кораблей и храмов, организации праздников и театральных представлений и т.д. В современном мире аналогичным образом дей­ствуют небольшие сообщества, когда требуется профинансировать соз­дание или приобретение коллективных благ.

Вместе с тем в различные исторические эпохи целевой характер нередко приобретали важнейшие налоги и повинности, которыми население облагалось без его согласия. Среди многочисленных приме­ров можно указать «датские деньги» (поземельный налог, введенный в X веке в Британии для выплаты дани датчанам и превратившийся позднее в источник регулярного финансирования собственных военных нужд) или «выход» (налог, собиравшийся в XIII-XV веках русскими князьями для выплаты дани Орде). В подобных случаях независимость обложения от предпочтений плательщиков делала неактуальной проблему рационального неведения; в то же время целевой характер повинностей помогал регулировать их размер и структуру.

В демократическом обществе маркированные налоги, в принципе, способны служить наиболее адекватным выражением спроса на кон­кретные общественные блага. Однако на практике они чаще всего являются инструментами аккумулирования средств для последующих индивидуальных выплат.

Так, в государственных пенсионных фондах накапливаются средства для выплаты пенсий, в фондах медицинского страхования — для покры­тия расходов на лечение и т.д. Выплаты из подобного рода фондов представляют собой частные блага. Общественными благами в данном случае являются те организации и институты, которые обеспечивают общенациональный охват страхованием и пенсионным обеспечением.

В ряде случаев маркированными бывают и иные налоги, которые, в отличие от пенсионных и других подобных платежей, целиком пред­назначены для финансирования производства общественных, а не част­ных благ. Так, в ряде стран средства, поступающие от акцизов на бен­зин и налога на автомобили, направляются на содержание и развитие дорожной сети. В результате те, кто больше используют дороги, несут большую долю расходов по их финансированию. Однако большая часть общественных благ, поставляемых государством, финансируется за счет немаркированных налогов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *