Лекция 6. Психика и сознание человека

Сознание является высшим уровнем отражения человеком дей­ствительности, в результате чего достигается познание и преоб­разование окружающего мира, если психику рассматривают с ма­териалистических позиций, и собственно человеческой формой пси­хического начала бытия, если психику трактуют с идеалистической позиции .[2]

В истории психологии проблема сознания является трудней­шей и наименее разработанной.

Независимо от того, каких мировоззренческих позиций при­держивались исследователи сознания, с ним неизбежно связы­вали так называемую рефлексивную способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основа­нием для существования и развития психологии, ибо без нее психические явления были бы закрыты для познания. Без реф­лексии человек не мог бы иметь представление о том, что у него есть психика.

Психологическая характеристика сознания включает:

— ощущение себя познающим субъектом;

— способность мысленно представлять существующую и вооб­ражаемую действительность;

— способность контролировать собственные психические и поведенческие состояния и управлять ими;

— способность воспринимать окружающую действительность в форме образов.

Сознание тесно связано с волевым контролем со стороны чело­века его собственных состояний психики и поведения. Сознание отличается от бессознательного тем, что человек произвольно, т.е. при помощи волевого усилия, сознательно сосредоточивает свое внимание на мысленном представлении, какой-либо идее, воспо­минании, определенном течении мыслей, отвлекается от несуще­ственного в данный момент.

Сознание связано с речью и без нее в высших своих формах не существует; Осознание чего-либо возможно только при его словес­но-понятийной означенности, наделенности определенным смыс­лом, связанным с человеческой культурой. Слова-понятия содержат в себе указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса предметов. В сознании отражаются не все и не слу­чайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов и явлений, т.е. то, что присуще именно ими отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений.

Важнейшая характеристика сознания — его способность к ком­муникации, т.е. передаче другим людям того, что осознает данный человек с помощью языка и других знаковых систем.

Сознание структурировано и включает в себя несколько слоев. В работах ведущего отечественного психолога В.П. Зинченко вы­делялись два уровня сознания: бытийное и рефлексивное. [2]

Первый исходный уровень — бытийное сознание (сыознание для бытия), или экзистенциальное, — включает в себя:

— биодинамические свойства движений, опыт действий;

— чувственные образы.

На бытийном уровне сознания решаются очень сложные зада­чи, поскольку для эффективного поведения необходима актуали­зация нужного в данный момент образа и нужной программы дви­жений. Образ действия должен вписываться в образ мира, что и обеспечивает бытийный слой сознания.

Второй уровень сознания — рефлексивное (сознание для созна­ния) — включает в себя:

— значение;

— смысл.

Значение — содержание общественного сознания, усваиваемое человеком.

Смысл — субъективное понимание человеком ситуации, инфор­мации и отношение к ним.

Смысл и значение взаимосвязаны: смысл указывает на значе­ние того или иного предмета, явления для личности. Происходят процессы взаимной трансформаций значений и смыслов (осмыс­ление значений и означение смыслов).

Рассмотрим эту схему с точки зрения целостности сознания.

— Мир предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия бытийного уровня со­знания.

— Мир представлений, воображений, культурных символов и зна­ков соотносится с чувственной тканью бытийного слоя сознания.

— Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносит­ся со значениями рефлексивного уровня сознания.

— Мир человеческих ценностей, переживаний, эмоций соотно­сится со смыслами рефлексивного уровня сознания.

Сознание проявляется и присутствует во всех этих мирах. Оно управляет самыми сложными формами поведения, требующими от человека постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в тех случаях, когда: возникают неожиданные, интеллектуально сложные пробле­мы, не имеющие очевидного решения; требуется преодолеть физическое или психологическое со­противление на пути движения мысли или телесного органа; надо осознать конфликтную ситуацию и найти из нее выход; человек оказывается в ситуации, содержащей потенциаль­ную угрозу для него в случае непринятия немедленных дей­ствий.

Подобного рода ситуации возникают перед людьми практиче­ски непрерывно, поэтому сознание как высший уровень психи­ческой регуляции поведения постоянно функционирует.

В последних работах В.П. Зинченко, наряду с другими психо­логами, признает ограниченность любой модели сознания, в ко­торой не представлен его духовный слой: «В своих ранних рабо­тах по структуре сознания я развивал двухслойную модель. Теперь я убежден в ее недостаточности. Духовный слой сознания в чело­веческой жизни играет не меньшую роль, чем бытийный и реф­лексивный слои». [2] Наличие духовного слоя для психологов в на­стоящее время становится очевидным. Более того, духовный слой в структуре целого сознания должен играть ведущую роль, одушев­лять и воодушевлять бытийный и рефлексивный слои. Однако в рамках материалистически ориентированной психологии отсут­ствуют понятия для выражения духовных компонентов сознания. В современной научной психологии, в отличие от христианской, еще слишком мало опыта обсуждения проблем сознания на основе трехслойной модели и требуется немалая концептуальная работа для того, чтобы без противоречий «вписать» духовный слой в струк­туру сознания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *