«Каким должен быть настоящий человек?»

Тема урока: «Каким должен быть настоящий человек?»

(по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»).

Человек не рождается, а становится тем, кто он есть.

Гельвеций

Цель урока: помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание рассказа, его глубокую нравственную сущность; прочувствовать эмоциональную атмосферу рассказа, задуматься о вечных нравственных ценностях.

Задачи урока: совершенствовать навыки самостоятельного анализа произведения, умения выделять главное, развивать речь.

Методическое оборудование: портрет М. Шолохова, репродукции к рассказу «Судьба человека», словарь С.И. Ожегова, видеокадры фильма «Судьба человека».

Опережающее задание: прочитать рассказ «Судьба человека» , подготовить сообщения.

Методы обучения: словесные (аналитическая беседа), наглядные (репродукции, кадры видеофильма), практические (работа с текстом).

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Психологическая разминка «Подари мне пожелание». Разделение на группы.

3. Притча.

Маленький мальчик прогуливался по парку со своим дедушкой и услышал, как молодая женщина ругала своего сына: «Ты что сделал? Скормил бродячей собаке целый батон колбасы! Она и без тебя нашла бы пищу! Ты не человек, а чудовище! Всё для тебя делаю, а ты? Теперь будешь наказан за свой поступок!»

Дедушка не выдержал и подошёл к женщине: «За что же вы его ругаете? Ведь он хорошее дело сделал, за это не ругать, а хвалить надо. Ведь если за каждый хороший поступок вы будете наказывать ребёнка, то из него вырастет настоящее чудовище, коим вы его только что назвали.» «А это уже не ваше дело»,- сказала женщина и пошла прочь.

Маленький мальчик долго смотрел вслед уходящим, а потом спросил: «Дедушка, а я человек?» «Да» «Настоящий?» «Настоящий» «А что значит быть настоящим человеком?» «Надо родиться» «Собака тоже родилась. Она – человек?» «Нет . Надо родиться человеком».«То есть – родился с внешностью, похожей на человека, значит человек?»… 

4.Ребята, это наш второй урок по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека». На первом уроке мы говорили о сюжете произведения, о его композиции, проследили всю биографию главного героя рассказа-Андрея Соколова. Сегодня я хотела бы подробнее остановиться на его характере.

Словарь Ожегова

Характер – совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении.

Судьба – стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств.

Задания:

1). Анализ эпизодов.

2). Сравнительная диаграмма.

3). Эссе.

4). Создание постера.

5.Анализ эпизодов. Мог ли Андрей Соколов поступить иначе? Если мог, почему не поступил? Как бы поступили вы на его месте?

1 задание.

1 эпизод – Убийство предателя.

Эпизод из современной жизни.

Жила-была одна одинокая бабушка. К ней никто не ходил, и она никуда не ходила. И так ей хотелось поговорить с кем-нибудь, что она выносила стульчик на лестничную площадку и ждала, когда соседи будут проходить мимо. Но соседи вечно спешили куда-то и отмахивались от неё. И когда она внезапно пропала, никто не обратил внимания. Только через неделю стало ясно, что она умерла. Как вы думаете, соседи имеют отношение к её смерти?

2 эпизод – Поединок с Мюллером.

Эпизод из современной жизни.

Дружили два товарища. Мечтали поскорее вырасти, получить хорошее образование, сделать карьеру. Первому другу во всем помогали родители. Они были очень обеспеченные люди. Второму было труднее. Папа у него умер, а в семье , кроме него, было еще двое детей. И вот они оба выросли и добились в жизни успеха. Как вы думаете, какие качества характера, пришлось проявить второму товарищу?

3 эпизод – Встреча с Ванюшкой.

Эпизод из современной жизни.

Одна бездетная семья взяла на воспитание из детского дома мальчика лет шести. Через полгода они вернули его назад, объясняя тем, что мальчик плохо себя ведет, не слушается, грубит и даже ворует конфеты из кухонного шкафа. Как вы думаете, они правильно поступили?

2 задание.

Сравнительная диаграмма Венна.

Капитан Тушин Андрей Соколов

1.Первая Отечественная война; 1.Вторая Отечественная война;

2.Артиллерист; 2.Шофер;

3.Невысокий, щуплый; 3.Крупный, сильный;

4.Мягкий, робкий. 4.Твердый, решительный.

Общее:

1.Простые люди;

2.Патриоты;

3.Ответственные;

4.Честные;

5.Добрые;

6.Храбрые.

3.задание

Эссе (франц. essai — попытка, проба, очерк) прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу.

Абай. «Слова Назидания» 7 слово.

Ребенок рождается на свет, наследуя два начала. Первое из них требует еды, питья и сна. Это — потребность плоти, без этого тело не может служить пристанищем для души, не будет расти и крепнуть. Другое — тяга к познаниям. Младенец тянется к ярким вещам, берет их в рот, пробует на вкус, прикладывает к щеке. Встрепенется, услышав звуки дудки или свирели.

Подросши, бежит на лай собаки, на голоса животных, на смех и плач людей, теряет покой, спрашивая обо всем, что видят глаза и слышат уши: «Что это? Зачем это? Почему он так делает?»- это уже потребность души, желание все видеть, все слышать, всему учиться. Не раскрыв для себя видимых и невидимых тайн вселенной, Не объяснив всего себе, человеку не стать человеком. И бытие души такого человека тогда ничем не разнится от бытия иной твари.

Изначально Бог отличил человека от животного тем, что наделил его душой. Почему мы, повзрослев и поумнев, не ищем и не находим удовлетворения тому любопытству, что в детстве заставляло нас забывать о еде и сне? Почему мы не избираем путь тех, кто ищет знаний?

Нам бы неустанно ширить круг своих интересов, множить знания, которые питают наши души. Нам бы понять, что блага души несравненно выше телесных, и подчинить плотские потребности велению души. Но нет, не стали мы делать этого. Кликушествуя и каркая, не продвинулись мы дальше навозной кучи у аула. Душа правила нами только в детстве.

Повзрослев и окрепнув, мы не позволили ей повелевать собой, подчинили душу телу, на все окружающее смотрим глазами, но не разумом, не доверяемся порывам души. Довольствуясь внешним видом того, что охватывает взор, не пытаемся вникнуть во внутренние тайны, полагая, что ничего не теряем от этого незнания. На замечания и советы людей умных отвечаем: «Ты живи своим умом, а я своим проживу», «Чем быть богатым чужим умом, лучше быть бедным, да по-своему». Мы не способны оценить их превосходства над нами, не понимаем смысла оказанного ими.

Нет ни искры в груди, ни веры в душе. Чем отличаемся мы от животного, если видим только глазами? В детстве мы были лучше. Тогда мы были человеческими детьми — стремились узнать как можно больше. Сейчас мы хуже скота. Животное не знает ничего, но и не стремится ни к чему. Мы не знаем ничего, но готовы спорить до хрипоты; отстаивая свою темноту, стремимся свое невежество выдать за знания.

4 задание.

Нарисовать постер «Качества настоящего человека».

5. Подведение итога урока:

Окончание притчи: «Чтобы быть настоящим человеком, надо иметь огромную душу, чистое сердце, совершать добрые поступки во благо другим.»

Вывод: Настоящий человек остается человеком в любой жизненной ситуации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *