Информационная база финансового менеджмента

Эффективность каждой управляющей системы в значительной мере зависит от используемой ею информационной базы. В условиях перехода к рыночной экономике известная формула «время — деньги» дополняется аналогичной формулой «информация — деньги». Применительно к финансовому менеджменту она приобретает прямое значение, так как от качества используемой информации при принятии управленческих решений в значительной степени зависят затраты финансовых ресурсов, прибыль, рыночная стоимость акций и другие показатели.

К информации, используемой в финансовом менеджменте, предъявляются следующие основные требования: 1) значимость; 2) полнота; 3) достоверность; 4) своевременность; 5) понятность; 6) релевантность (или избирательность), которая предусматривает высокую степень используемости информации; 7) сопоставимость; 8) эффективность.

Формирование информационной базы финансового менеджмента на предприятиипредставляет собойпроцесс целенаправленного подбора соответствующих информативных показателей для использования в процессе анализа, планирования и принятия управленческих решений. Эти показатели формируются за счет внешних и внутренних источников информации.

Показатели, формируемые из внешних источников информации, делятся на три основных группы:

1. Показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны. Источник информации — публикуемые данные государственной статистики.

Показатели, входящие в состав первой группы, подразделяются на два блока:

І блок — «Показатели макроэкономического развития» (темп роста ВВП и НД; объем эмиссии денег; денежные доходы населения; вклады населения в банках; индекс инфляции; учетная ставка НБУ).

ІІ блок — «Показатели отраслевого развития (объем произведенной (реализованной) продукции; общая стоимость активов, в т.ч. оборотных; общая сумма используемого капитала, в т.ч. собственного; сумма чистой прибыли; ставка налога на прибыль; индекс цен на продукцию).

2. Показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка. Источник информации — публикации коммерческих изданий и соответствующие электронные источники информации.

Показатели, входящие в состав второй группы, подразделяются на два блока:

І блок — «Показатели, характеризующие конъюнктуру фондового рынка» (виды основных фондовых инструментов (акций, облигаций и т.п.), обращающихся на биржевом и внебиржевом фондовом рынке; котируемые цены предложения и спроса основных видов фондовых инструментов; цены сделок по основным видам фондовых инструментов; объемы сделок по основным видам фондовых инструментов; сводный индекс динамики цен на фондовом рынке).

ІІ блок — «Показатели, характеризующие конъюнктуру денежного рынка» (депозитная ставка отдельных банков; кредитная ставка отдельных банков; официальный курс отдельных валют, установленный НБУ; курс покупки-продажи отдельных валют, установленный коммерческими банками).

3. Показатели, характеризующие деятельность контрагентов и конкурентов. Эти показатели формируются обычно в разрезе следующих блоков: «Банки»; «Страховые компании»; «Поставщики продукции»; «Покупатели продукции»; «Конкуренты». Источником формирования показателей этой группы служат публикации отчетных материалов в прессе, соответствующие рейтинги, а также платные бизнес-справки, предоставляемые отдельными информационными компаниями.

Показатели, формируемые из внутренних источников информации, делятся на две основных группы:

1. Показатели финансового учета предприятия. Преимуществом показателей этой группы является их унифицированной (что позволяет использовать типовые технологии и алгоритмы финансовых расчетов), регулярность формирования (не реже одного раза в квартал) и высокая степень надежности (финансовая отчетность подлежит внешнему аудиту).

2. Показатели управленческого учета предприятия. В процессе организации управленческого учета на предприятии используются показатели отдельных видов затрат и финансовых результатов, формируемые по следующим блокам: 1. По сферам деятельности. 2. По видам продукции. 3. По регионам деятельности. 4. По «центрам ответственности» (т.е. по отдельным структурным единицам и подразделениям).

Управленческий учет строиться индивидуально на каждом предприятии. Состав его показателей и регулярность их представления определяются конкретными задачами финансового менеджмента. Результаты управленческого учета используются для контроля текущей финансовой деятельности и оценки ее эффективности, формирования финансовой стратегии и политики по отдельным аспектам финансового развития предприятия.

Тема: 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *