Инерционный стартер РИ

Инерционный стартер принадлежит к типу стартеров, непосредственно действующих на вал двигателя. Энергия, необходимая для проворачивания вала двигателя при запуске, предварительно аккумулируется в быстро вращающемся маховике, а затем через редуктор стартера, фрикционную муфту и механизм сцепления передается на хвостовик коленчатого вала, сообщая последнему необходимую для запуска угловую скорость. Для запуска двигателя маховик должен иметь число оборотов, равное 12 000—16 000 об/мин. Раскрутка маховика может производиться вручную или при помощи электромотора.

На рис.5.9 представлена кинематическая схема стартера РИ. Вращение рукоятки передается маховику через коническую пару и планетарную передачу, шестерню внутреннего зацепления и цилиндрическую пару. При этом общее передаточное число от рукоятки к маховику равно 1 : 152,3.

При раскрутке число оборотов рукоятки доходит до 68—79 об/мин. При раскрутке маховика от электромотора последний соединяется с маховиком непосредственно через муфту свободного хода. Муфта передает момент только от мотора к маховику. Как только число оборотов маховика превысит необходимое, муфта автоматически выключается.

Для раскрутки маховика употребляется электромотор мощностью 1,5 л с, который питается от аккумуляторной батареи в 24 в. Время раскрутки стартера от электромотора зависит от емкости аккумуляторной батареи и лежит в пределах 8—12 сек.

Передача движения от маховика к коленчатому валу мотора происходит через цилиндрическую пару, шестерню внутреннего зацепления, планетарную передачу, фрикционную муфту и храповик. При этом общее передаточное число от маховика к коленчатому валу равно 130,5 : 1.

Для соединения с мотором служит храповик, который включается после того, как число оборотов маховика достигнет нужной величины. Храповик имеет три зуба, которыми он сцепляется с такими же зубьями, только противоположно направленными, на хвостовике коленчатого вала или на приводном валике. Включение производится путем выдвижения храповика при помощи специальной рукоятки. При этом зубья храповика приходят в зацепление с зубьями коленчатого вала. Включение может быть ручное или при помощи реле при электрозапуске.

Между храповиком и редуктором стартера помещается фрикционная муфта. Муфта служит для ограничения величины крутящего момента, передаваемого стартером мотору при запуске. Муфта отрегулирована на крутящий момент, равный 95 ± 5 кгм, и в случае возникновения большего момента проскальзывает, предохраняя детали стартера от поломки.

Крутящий момент больше 95 ± 5 кгм возникает каждый раз при нормальном запуске, когда происходит мгновенное включение стартера к неподвижному мотору.

Фрикционная муфта состоит из 14 бронзовых и 14 стальных дисков, собранных в чередующемся порядке. Бронзовые диски соединены внешними шлицами с корпусом, получающим вращение от редуктора. Стальные диски соединены внутренними шлицами с корпусом механизма сцепления. Сжатие дисков осуществляется при помощи девяти спиральных пружин.

Стартер РИ предназначен для мотора М-25 и крепится на задней крышке мотора, но может быть использован и для других моторов, имеющих на задней крышке стандартный фланец.

При раскрутке маховика необходимо следить, чтобы храповики стартера и коленчатого вала не были соединены. Для этого в момент включения электромотора необходимо следить за лопастью винта. Если лопасть качается, то надо выключить мотор. Ни в коем случае нельзя производить раскрутку маховика при включенном храповике, так как это может привести к перегоранию обмоток электромотора.

Инерционный стартер является безотказно действующим устройством для запуска. Вес стартера с электрооборудованием (без аккумуляторной батареи) составляет около 21,5 кг.

Недостатком стартера является его сложность, что требует особого внимания при эксплуатации. Детали стартера работают с высокими нагрузками, в результате чего наблюдаются заедание дисков фрикционной муфты, износ зубьев храповика и частое загорание щеток электромотора.

Недостатком стартера является также то, что для пользования им необходимо иметь на борту самолета аккумуляторную батарею значительного веса.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *