ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ

Художественное творчество в культуре Возрождения особое значение приобрело как основной вид духовной деятельности: художник в выражении своих чувств уподоблялся богу, но ориентировался на человеческое понимание мира, обращая внимание, прежде всего, на его гармонию, симметрию, меру. Искусство призвано было постигать подлинную сущность природы, раскрывая ее красоту. Писатели, художники, мыслители стремились «очеловечить» эмпирическую реальность в своих произведениях. К человеку искусства предъявлялись высокие требования: знание техники своего мастерства, обладание широким кругозором, умение вызывать чувство наслаждения у тех, кому оно было адресовано. Идеи произведений черпались из античного искусства и раннего средневековья, явлений общественной жизни и христианских источников. Поэтому для художественной культуры Возрождения было характерным переплетение религиозных и светских мотивов, интерес к яркой личности.

У истоков живописи итальянского Возрождения стояли Джотто и Мазаччо (XIV-XV в.), впервые создав материальные образы на основе линейной перспективы и показе естественных переживаний своих героев. Вершина искусства раннего Возрождения – творчество Сандро Боттичелли («Весна», «Рождение Венеры»).

Высокое Возрождение освещает творчество трех великих титанов, гениальных художников – Леонардо да Винчи, Рафаэло Санти и Микеланджело Буанаротти.

Леонардо да Винчи (1452-1519)человек фантастического ума и художественного гения, был художником, скульптором, архитектором, философом, инженером, анатомом. Он возвёл живопись в абсолют художественного творчества, посредством которой запечатлел состояние человека как единение бога и природы, передал его «небесную» и «земную» красоту.

Синтез традиций античности и духа христианства нашёл воплощение в творениях Рафаэля Санти (1483-1520).

В его творчестве получили решение две важнейших проблемы изобразительного искусства: изображение пластического совершенства человеческого тела, выражавшего духовное богатство и гармонию внутреннего мира человека, и построение сложной многофигурной композиции.

Микеланджело Буанаротти (1475-1564) превзошел всех силой и насыщенностью художественных образов, гражданским пафосом, страстью. Статуя «Давид», работы мастера представляет собой гимн человеку, его совершенству, силе, мужеству и красоте.

Величайший художник итальянского Возрождения Тициан (1480-1576), мастер композиции. Его кисти принадлежат творения на мифологические и христианские сюжеты, произведения в жанре портрета.

Архитектура Возрождения связана с такими именами, как Ф. Брунеллески, Л. Альберти, Д. Браманте. Характерными ее особенностями становятся: увеличение масштабов светского строительства, масштабной мерой сооружения становится человек, присутствует красота объема и форм. Из античной архитектуры наследуется ордерная система, главными элементами которой становятся – архитрав, колонна, свод, пилястра. Активно строятся как соборы (собор св. Петра в Риме), так и дворцовая архитектура – палаццо. В позднем Возрождении усиливается декоративность отделки зданий, эмоциональная выразительность авторов – выразившаяся в стиле «барокко».

Самостоятельным художественным произведением становится скульптура. В раннее Возрождение она представлена станковой и монументальной скульптурой и рельефом. Реалистическое изображение человеческой натуры одним из первых создал Донателло. Светская интерпретация библейских сюжетов была выражена в статуях Микеланджело(«Давид»).

В художественной литературеВозрождения нашли свое выражение идеи гуманистической идеологии. Данте Алигьери (1256-1321), Джованни Боккаччо (1313-1375) и Франческо Петрарка (1304-1374)– крупнейшие его представители. В их произведениях прослеживается проблема человеческой этики («Божественная комедия»), критики церковного аскетизма и феодальной сословной системы («Декамерон»), права на земное бытие (любовного лирика Петрарки).

В XVI-XVII вв. Возрождение из Италии приходит в другие страны Европы. В Германии, Испании и Нидерландах в художественной культуре ведущее направление занимает живопись. Мастеров привлекает психологическая глубина и внутренняя интимная красота человека самого по себе. Портретная живопись Яна Ван Эйка (1390-1441) утверждает раскрытие индивидуальности и выступает против средневекового изобразительного канона. Иероним Босх (1450-1516) поражает объединением мрачных средневековых фантазий и символов с элементами фольклора и точной реалистичной деталировкой. Аллегорические образы затрагивают подсознание человека. Альбрехт Дюрер (1471-1528) гениальный график. В фантастических образах воплотил страдания и надежды передовых людей Германии, ожидание ими исторических перемен. События, завершающие эпоху Возрождения, отражены в творчестве испанца Эль Греко (1541-1616). Образ человека у него лишен героического начала, но наделен повышенной одухотворенностью. Кризис Возрождения отображен показом ирреального мира и реальной действительности посредством контраста цвета, нарушением пропорций, судорожной жестикуляцией.

Архитектура северного Возрождения индивидуальна для отдельных стран и выражала характерные черты – асимметрия построения, расчленение фасадов, поэтажная ордерная система, наследие готики и античности. Главный тип здания воплощен в строительстве ратуш, муниципалитетов, цеховых домов, дворцов для знати.

Литература северного Возрождения объединяет гуманизм Италии и национальную самобытность. Возникает огромное количество новых жанров. Произведения создаются на родных национальных языках. В Германии Эразм Роттердамский (1469-1536)иронически выступил против теологического феодализма, воспевая волю человека, его разум в формировании собственного характера, и нравственное совершенство («Похвала глупости»). Во Франции Франсуа Рабле (1494-1553) в своих произведениях («Гаргантюа и Пантагрюэль») поднимал вопросы воспитания народа, его свободного развития, уничтожения феодального гнета. В Англии вершиной литературной эпохи Возрождения стало творчество В. Шекспира (1564-1616), показавшее противоречия между избавлением от средневековой регламентации и неготовностью народных масс получить соответствующее нравственное воспитание и образование.

Свобода художественного творчества эпохи Возрождения рождала веру в победу добра, но утверждение этой веры и ее воплощение должно было пройти долгий путь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *