ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ

ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Внебюджетные фонды являются одним из методов перераспределения национального дохода государства в пользу тех или иных социальных групп населения. Таким образом, государство мобилизует часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды – это форма перераспределения финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования специальных общественных потребностей и комплексно расходуемых в соответствии с целевым назначением. Существует следующая классификация внебюджетных фондов:

— В зависимости от уровня управления фондом: федеральный; субфедеральный.

— По целевому назначению: экономические; социальные.

Внебюджетные фонды создаются двумя путями: выделением из бюджета определенных расходов, или формированием внебюджетных фондов с собственными источниками дохода. Так во многих странах был создан фонд социального страхования, предназначенный для социальной поддержки наименее обеспеченных групп населения и выделенный из центрального бюджета. Создание других фондов связано с возникновением новых, ранее не известных расходов, которые заслуживают особого внимания со стороны общества. В таком случае по предложению правительства законодательный орган принимает специальное решение об образовании внебюджетного фонда. Так в ряде государств возникают экономические внебюджетные фонды. Внебюджетные специальные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.

Основным методом привлечения финансовых средств при формировании фондов являются специальные налоги и сборы, установленные законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных (местных) бюджетов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Положительное сальдо фондов может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

Существуют две формы организации государственных финансовых ресурсов в России:

— Бюджетные средства (здесь положительной стороной является строгая подконтрольность средств);

— Внебюджетные средства (их плюсы в строго целевом финансировании, быстроте реагирования на экономическую ситуацию и «оторванность» от финансовых проблем бюджета).

Организационная функция внебюджетных фондов находится в ведении государственных органов власти. Порядок их образования и использования определяется законодательством РФ. Источники формирования зависят от общеэкономической ситуации в России. Направление расходования средств обуславливается назначением фонда. Внебюджетные фонды направляют свои средства на: деятельность по назначению фонда; учредительную деятельность; участие в операциях на финансовом рынке; инвестирование.

Согласно действующему законодательству РФ органы власти могут образовывать целевые внебюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица. Во внебюджетные фонды РФ включаются структурно входящие в федеральный бюджет и самостоятельные государственные внебюджетные фонды. Капитал первых относится в федеральный дорожный фонд, федеральный экологический фонд, и др. Ко второй группе относят: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Основным источником формирования финансовых ресурсов этих фондов являются страховые взносы. Плательщиками страховых взносов являются страхователи, к которым относятся:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (далее — плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Тариф страхового взноса – размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов. Применяются следующие тарифы страховых взносов:

1) Пенсионный фонд Российской Федерации – 26%;

2) Фонд социального страхования Российской Федерации — 2,9%;

3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 2,1%;

4) территориальные фонды обязательного медицинского страхования – 3%.

В отличие от большинства внебюджетных фондов, государственные социальные внебюджетные фонды не имеют права использовать свои свободные средства для получения прибыли или дивидендов от коммерческих операции.

Внебюджетные фонды ликвидируются в тех случаях, когда в их функционировании отпадает необходимость.

Лекция 7

Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Основная классическая форма кредитных отношений — государство выступает в качестве заемщика средств. Если государство выступает кредитором, предоставляя средства на возвратной и платной основе юридическим и физическим лицам, то объем операций значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом. В отличие от двух первых видов кредитных отношений (заемщик, кредитор), непосредственно влияющих на величину централизованных денежных фондов, выдача гарантий необязательно приводит к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался по. своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита, и имеет особенности и финансов, и кредита. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т. е. бюджета и внебюджетных фондов. Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий:

1. Если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

2. На уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера. Тогда как позаимствование средств на более низких уровнях достаточно часто имеет четко выраженную целевую направленность. Например, займы на строительство новой дороги, жилого массива.

3. Как и любой другой заемщик, государство привлекает средства на заранее определенный срок.

Государственный кредит как финансовая категория выполняет три функции: распределительную, регулирующую и контрольную.

1. Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например, финансирования за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпушенным называется рефинансированием государственного долга.

2 Регулирующая функция государственного кредита: вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов.

3. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории: тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств; охватывает движение стоимости в двустороннем порядке, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств; осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами. В основном контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

В основе классификации государственных займов лежит ряд признаков:

1. По эмитентам — займы, размещаемые центральными и территориальными органами управления.

2. В зависимости от места размещения — внутренние и внешние займы.

3. В зависимости от обращения на рынке.— рыночные и нерыночные займы. Рыночные займы свободно продаются и покупаются. Они являются основными при финансировании бюджетного дефицита. Нерыночные — не могут свободно менять своих владельцев. Они не подлежат обращению на рынке ценных бумаг.

4. В зависимости от срока привлечения средств — краткосрочные (со сроком погашения до одного года), среднесрочные (от одного до пяти лет), долгосрочные (от пяти лет и выше).

5. В зависимости от обеспеченности долговых обязательств — закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, беззакладные не обеспечиваются ничем определенным: обеспечением служит все имущество государства или муниципалитета.

6. По характеру выплачиваемого дохода — долговые обязательства выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется на основе лотереи. Не имеют купонов некоторые долгосрочные долговые обязательства, весь доход по которым выплачивается вместе с суммой основного долга. Они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Такие облигации получили название облигаций с нулевым купоном.

7. В зависимости от метода определения дохода — долговые обязательства с твердым или плавающим доходом.

8. В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, обязательства с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.

Бюджетный кодекс РФ различает бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, предусматривающая предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основе. Бюджетная ссуда — бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ государственными кредитами, предоставляемыми РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, являются кредиты (займы), по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают долговые обязательства перед РФ как кредитором. Долговые обязательства иностранных государств перед РФ как кредитором формируют долг иностранных государств перед РФ.

Лекция 8.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *