Анализ использования грузового автотранспорта

Анализ использования зерноуборочных комбайнов

Комбайны — узкоспециализированные машины и используются только в период уборки урожая. Этим обусловлены особенности методики анализа их использования:

• при анализе учитывают не среднегодовую, а среднесезонную их численность;

• коэффициент использования фонда рабочего времени определяется делением отработанных дней на количество машино-дней нахождения комбайнов в хозяйстве во время уборки урожая;

• период уборки измеряется его фактической продолжительностью;

• выработка комбайнов (сезонная, среднедневная, среднесменная
и среднечасовая) определяется гектарами убранной площади и
количеством намолоченного зерна.

В процессе анализа необходимо изучить динамику данных показателей, выполнение плана по их уровню и определить резервы сокращения срока уборки урожая.

Продолжительность уборки (Д) зависит от площади посевов зерновых культур (S), количества комбайнов (К), коэффициента сменности (Ксм), продолжительности смены (ПС), среднечасовой выработки комбайнов (ЧВ) и величины целодневных простоев в среднем на один комбайн (ДП):

Д= S/(К*Ксм*ПС*ЧВ) + ДП

Для расчета влияния данных факторов на изменение продолжительности уборки урожая можно использовать способ цепной подстановки:

Д0= S0/(К0*Ксм0*ПС0*ЧВ0) + ДП0;

Дусл1= S1/(К0*Ксм0*ПС0*ЧВ0) + ДП0;

Дусл2= S1/(К1*Ксм0*ПС0*ЧВ0) + ДП0;

И т.д.

Общее изменение продолжительности уборки

ΔДобщ = Д1 – Д0

в том числе за счет изменения:

а) площади уборки зерновых культур

ΔДS = Дусл1 – Д0

б) количества зерноуборочных комбайнов

ΔДК = Дусл2 – Дусл1

в) коэффициента сменности

ΔДКсм = Дусл3 – Дусл2

г) продолжительности смены

ΔДПС = Дусл4 – Дусл3

д) среднечасовой выработки комбайна

ΔДЧВ= Дусл5 – Дусл4

е) сверхплановых целодневных простоев комбайнов во время уборки

ΔДДП= Д1 – Дусл5

Последующий анализ должен быть направлен на выяснение причин сверхплановых целодневных и внутрисменных простоев комбайнов и выявление резервов сокращения сроков уборки. Они устанавливаются на основе данных оперативного учета работы комбайнов.

Анализ работы других видов комбайнов (картофелеуборочных, свеклоуборочных, силосоуборочных) проводят по той же схеме, что и анализ использования тракторов и комбайнов.

Сельскохозяйственные предприятия имеют большой парк грузовых автомобилей для перевозки основной части грузов. От степени эффективности его использования зависят себестоимость перевозок, а следовательно, и финансовые результаты деятельности.

Для оценки работы грузового автотранспорта применяется целая система частных и обобщающих показателей. Частные технико-эксплуатационные показатели позволяют оценить отдельные стороны работы машин: использование времени их работы, скорость движения, использование пробега, грузоподъемность и др., что является частью обобщающих показателей производительности работы машин и себестоимости перевозок, — с помощью которых оцениваются окончательные результаты работы автотранспорта.

Для оценки степени использования машин на протяжении года рассчитывается коэффициент использования машин в работе (Км):

Количество отработанных дней автопарком / Количество машино-дней нахождения в хозяйстве

Для характеристики длительности нахождения автомобилей в ремонте исчисляется коэффициент технической готовности машин (Кт.г):

Кт.г= (Автомобиле-дни нахождения в хозяйстве — Автомобиле-дни в работе) / Автомобиле-дни нахождения в хозяйстве

Для характеристики степени использования автомашин на протяжении рабочего дня рассчитывается коэффициент использования их рабочего времени (Кр):

Кр = Время нахождения машин в пробеге/ Время нахождения машин в наряде

Иногда грузовики совершают порожние рейсы в одну и даже две стороны, не выполняя никакой полезной работы. Коэффициент использования пробега (Кп) рассчитывается следующим образом:

Пробег машин с грузом, км/ Общий пробег машин, км

Уменьшение этого коэффициент свидетельствует об увеличении доли порожних рейсов, а следовательно, об ухудшении работы автопарка.

Для характеристики загруженности:рассчитывается коэффициент использования грузоподъемности машин (Кгр):

Кг = Средняя загруженность одной машины, т / Средняя техническая грузоподъемность одной машины, т

Чтобы подсчитать величину средней загруженности автомашин, необходимо общий объем грузооборота, высаженный в тонно-километрах, разделить на пробег машин с грузом.

Эффективность использования машин зависит от скорости их движения и средней дальности перевозки. Различают техническую скорость движения (отношение общего пробега к количеству часов нахождения машин в пробеге) и эксплуатационную (отношение общего пробега к количеству час нахождения машин в наряде). Среднее расстояние перевозки определяется делением объема грузооборота на массу перевезенных грузов.

Для обобщающей характеристики работы грузового автотранспорта используют показатели среднегодовой, среднедневной и среднечасовой выработки машин. Однако они не учитывают среднюю грузоподъемность машин и поэтому несопоставимы. Более точно уровень производительности работы машин характеризует выработка на один автомобиле-тонно-день (В):

В= Объем грузооборота, ткм / Автомобиле -тонно — дни пребывания в хозяйстве

В процессе анализа необходимо изучить динамику этих показателей, выполнение плана по их уровню, установить причины изменения и резервы увеличения объема грузооборота и снижения себестоимости тонно-километра.

Объем грузооборота (V) зависит от среднегодового количества машин (М), количества отработанных дней в среднем одной машиной за год (Д), средней продолжительности рабочего дня (П), коэффициента использования рабочего времени (Кр), среднетехнической скорости движения (Ск), коэффициента использования пробега (Кп), средней грузоподъемности машины (Т) и коэффициента использования грузоподъемности машин (Кгр).

Детерминированная модель факторной системы объема грузооборота имеет следующий вид:

V= М*Д*П*Кр*Ск*Кп*Т*Кгр.

Расчет влияния этих факторов на объем грузооборота можно выполнить с помощью одного из приемов детерминированного факторного анализа.

Установив факторы изменения объема необходимо проанализировать себестоимость автоперевозок, которая является показателем, характеризующим эффективность работы автопарка. Себестоимость тонно-километра зависит от суммы затрат и от объема грузооборота. Чем экономнее используются средства на содержание и эксплуатацию автомобилей, тем ниже себестоимость перевозок при прочих равных условиях.

Зависимость суммы затрат от объема грузооборота можно выразить следующим уравнением:

З = а + bх,

а себестоимость тонно-километра —

С ТКМ = а/x +b,

где З — сумма затрат на эксплуатацию и содержание грузового автотранспорта;

а — сумма постоянных затрат;

b — сумма переменных затрат на 1 т/км;

х — объем грузооборота, т/км.

Следовательно, чем больше объем грузооборота, тем ниже себестоимость 1 ткм, так как меньше постоянных затрат будет приходиться на единицу работ. Такой же зависимостью можно выразить влияние факторов на 1 машино-день.

Чтобы установить, как изменилась себестоимость 1 ткм за счет суммы постоянных и переменных затрат и объема грузооборота, используют метод цепной подстановки.

Углубить анализ можно путем изучения факторов изменения среднегодовой выработки автомобиля, детерминированная факторная модель которой имеет следующий вид:

ГВ=Д*П*Кр*СК*Кп*Т*Кгр.

Для расчета влияния данных факторов на изменение среднегодовой выработки можно использовать способ абсолютных разниц.

Затем способом пропорционального деления можно определить влияние каждого из них на себестоимость 1 ткм.

Необходимо после этого изучить причины изменения затрат на содержание и эксплуатацию машин по каждой статье.

В заключение анализа необходимо подсчитать резервы снижения себестоимости 1 ткм за счет увеличения объема грузооборота, сокращения затрат на содержание машин (недопущение перерасхода средств по вине предприятия):

Р↓Сткм = СВф= (Зф — Р↓З + ЗД)/ (Vф+ Р↑V) — Зф/ Vф

где Р↓С— резерв снижения себестоимости 1 ткм;

Зф — фактическая сумма затрат на содержание машин;

Р ↓ З — резерв сокращения затрат за счет экономного использования средств на содержание и эксплуатацию машин;

ЗД — дополнительная сумма затрат, необходимая для освоения резервов увеличения объема грузооборота;

Уф — фактический объем грузооборота, ткм;

Р ↑V— резерв увеличения объема грузооборота, ткм;

Св и Сф — соответственно возможный и фактический уровень себестоимости 1 ткм.

Анализ использования животноводческих построек, сооружений и оборудования

Условия содержания скота и птицы зависят от наличия и использования животноводческих построек, в том числе типовых. Увеличение удельного веса типовых построек позволяет значительно повысить уровень механизации производственных процессов на всех видах ферм.

Об обеспеченности сельскохозяйственных предприятий типовыми капитальными постройками и уровне их использования можно судить по следующим показателям:

уровень обеспеченности типовыми капитальными постройками отдельных видов животных и птицы;

коэффициент использования производственной мощности животноводческих построек ;

уровень полной (комплексной) механизации работ на фермах и комплексах;

уровень обеспеченности животноводческих построек средствами механизации;

уровень механизации основных производственных процессов.

Перечисленные показатели одновременно отражают уровень интенсивности использования животноводческих построек.

Уровень обеспеченности типовыми капитальными постройками определяют отношением количества ското-мест в них к поголовью скота на конец года, выраженным в процентах.

Коэффициент использования производственной мощности животноводческих построек:

КП.М = Фактическое количество размещенных животных /Количество животных по проекту

Уровень полной (комплексной) механизации производственных процессов:

ЕП.М = Количество животных на фермах с полной механизацией / Количество животных на конец года

Уровень механизации производственных процессов может быть рассчитан по каждому из них, по каждой группе скота, ферме, отрасли или по животноводству в целом.

Особое внимание следует уделить уровню механизации производственных процессов на новых объектах, построенных по проектам, позволяющим внедрять прогрессивные технологии.

Эффективность использования животноводческих построек характеризуют следующие показатели:

выход валовой продукции животноводства в расчете на одно ското-место, на 1 м2 полезной площади, на 1000 руб. стоимости животноводческих построек;

затраты труда (в чел. -ч) на единицу продукции;

выход валовой продукции на одного работника фермы или комплекса (на одного рабочего);

рост производительности труда, снижение себестоимости единицы продукции животноводства и др.

В растениеводстве определяют уровень обеспеченности предприятия и отрасли средствами механизации (по видам), постройками для хранения сельскохозяйственной техники, семян, удобрений, кормов; оборудованием и емкостями для хранения жидких минеральных и органических удобрений и т. д.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *